Posted 6 февраля 2014,, 14:02

Published 6 февраля 2014,, 14:02

Modified 31 октября 2022,, 00:19

Updated 31 октября 2022,, 00:19

Зеленая карточка губернатору

6 февраля 2014, 14:02
5 февраля состоялась пресс-конференция губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева, которая, как мы уже сообщали ранее, закончилась тем, что журналистов попросили поднять карточки, выданные им заранее, — либо зеленой, либо красной стороной. Напомним, красная обозначала, что стакан наполовину полон, зеленая — что стакан наполовину пуст.

Взвесив, насколько был убедителен Валерий Шанцев, отвечая на поставленный вопрос, корреспондент «Ньюс-НН» показал губернатору зеленую карточку.

Вопрос корреспондента «Ньюс-НН» был о тенденции, которую задал инвестиционный совет, возглавляемый губернатором, и звучал он так: «Есть Автозаводский парк, из которого изъят участок земли под строительство аквапарка. Такая же история произошла с садиком имени Пушкина, у которого тоже оттяпали кусок земли под предполагаемое строительство оперного театра. Хотя место, где оперный театр смотрелся бы шикарно — на площади Лядова, — занято очередным торговым «монстром», который скоро будет сдан в эксплуатацию. Часть территории парка Кулибина чуть не была закатана в асфальт. А еще была безобразная история в Александровском саду, где выкорчевывали ели, чтобы построить кафе. Ну и нельзя не сказать про сквер имени Горького, над которым тоже нависла угроза подземного строительства торгового центра. Почему ваш инвестиционный совет напрочь игнорирует принципы реестра озелененных территорий общего пользования Нижегородской области, созданного для того, чтобы защитить эти особые территории от вырубки?»

Ответ Валерия Шанцева мог быть очень кратким, но по существу. Например, таким: «Реестр озелененных территорий, который был утвержден постановлением правительства Нижегородской области в соответствии с региональным законом «Об охране озелененных территорий», — документ абсолютно декларативный и ни к чему не обязывающий. Поэтому с ним можно не считаться». Но губернатор не пожалел времени, чтобы сказать то, что он сказал, попутно перечеркнув усилия главы территориального управления Росимущества Андрея Бухарова, который на прошлой неделе дал специальную пресс-конференцию, чтобы опровергнуть информацию об аварийном состоянии памятника Горькому.

«Вы, конечно, так очень грамотно систематизировали эти отдельные моменты, которые происходят в нашей жизни. И они больше обсуждаются не специалистами, а обсуждаются на эмоциональном уровне», — начал Валерий Шанцев. Губернатор заявил, что был в Автозаводском парке, закладывал там символический камень в честь начала строительства аквапарка и не увидел в тот момент ни одного дерева на территории, выделенный под вышеуказанный объект.

«Разве плохо, что в парке, который, по сути дела, и парком-то культуры и отдыха не является, потому что там нет никаких ни объектов, ни условий, чтобы культурный досуг на современном уровне проводить… Разве плохо, что там появится аквапарк? Ничего плохого в этом нет. Мало того, мы, когда рассматриваем подобные вопросы, рассматриваем вопросы компенсационного озеленения. Даже если одно дерево вырубят, то по закону должны в несколько раз больше компенсировать на близлежащих территориях», — сказал он, добавив, что есть много моментов, которые надо решать: например, застройка Нижнего Новгорода одноэтажными гаражами. А еще много садовых товариществ, где «стоят будки какие-то в черте города».


«Несколько инициативных групп по этому аквапарку уже передавали свои иски в суды, — продолжил губернатор. — Все суды встали на сторону того, что аквапарк там строить надо. Если у нас правовое государство, давайте вести себя как цивилизованные люди. Не может какая-то небольшая группа людей навязывать свою волю всем остальным: и профессионалам-специалистам, и власти, и тем, кто желает».


Объясняя, почему площадь Лядова займет не оперный театр, а торгово-развлекательный центр, Валерий Шанцев сообщил, что, когда начали искать место для театра, строительство ТРЦ уже было начато. Кстати, отметил губернатор, «там будет порядка 15 бассейнов и несколько хороших фитнес-центров, которые будут активно посещаться нашим населением». Глава региона рассказал, что место под строительство нового здания Нижегородского оперного театра имени Пушкина выбрали исходя из ситуации, что и садик — тоже имени Пушкина.

«И самое главное, что к тому времени я увидел проект, в котором садик-то уничтожался. Его уже отдали инвестору. Там предполагалось возвести больше полутора десятков объектов, и никого это не волновало. Всё уже — и решения все состоялись, — подчеркнул он. — Я приглашал этого инвестора и с ним договаривался, чтобы он этого не делал и не уничтожал садик. Мне говорят: Валерий Павлинович, вы уничтожаете столетние березы. Вы знаете о том, что березы больше 35 лет не живут? И вот эти все разговоры… Садик надо лечить. Садик надо оздоравливать. Чтобы, если мы хотим пользы, больные деревья были уничтожены, здоровые — посажены».

Губернатор также счел необходимым порадовать, что уже куплена специальная машина, с помощью которой можно сажать березы восьмиметровой высоты. Ее будут опробовать при наступлении сезона посадок. «Мы будем не только эти садики восстанавливать, но и новые березовые рощи на наших пустырях делать, и не только березовые», — пообещал он.


«На этом пятне, на котором сегодня этот «хлам» стоит, — отозвался губернатор о стоящем в садике Пушкина ресторане, — власти хотят построить оперный театр. Абсолютно не затрагивая парк, а приведя его в порядок, сделав хорошие дорожки, освещение, выпилив и заместив больные деревья здоровыми. Почему-то все считают, что Шанцев как губернатор пришел и все тут уничтожает. Если бы вы знали, сколько мне пришлось памятников восстанавливать. 150 уже памятников восстановили. Кремль: стена 200 лет была с проломом. 200 лет! Зачатьевской башни не существовало 200 лет! Усадьба Рукавишникова — краеведческий музей… Я приехал туда. Ну, кроме слез у меня она ничего не вызывала. Там все было обшарпано, разбито, растаскано. Сейчас там саммиты европейские проходят. Все ко мне… Я уже запретил: по всем мероприятиям давать краеведческий музей только я разрешаю. Все: дайте нам усадьбу Рукавишникова. Почему? Потому что, когда не было, интереса никто никакого не проявлял. А мы там 600 миллионов рублей положили. И не жалко было на это!»


Про сквер имени Горького: «Ну, съездите туда — посмотрите: они же все больные-кривые, скоро упадут. Сам памятник Горькому в аварийном состоянии находится — федеральная собственность. Ну, если мы будем дальше смотреть на это, то ничего не произойдет. Говорим: да, нужно нам в городе использовать подземное пространство. Уже все города это делают».

«Нет никакого желания уничтожать парки. Напротив, есть желание оздоравливать, развивать и давать условия. Чтобы в парке люди нормально отдыхали. Вы зайдите в парк «Дубки» вечером. Это что, парк? У нас многие парки хуже, чем владимирский лес. Надо же в городе парки в порядок приводить. Не на все на это есть бюджетные деньги, но можно сделать хороший инвестиционный проект, — убежденно отметил Валерий Шанцев. — Я хочу, чтобы у нас все было по-нормальному, по-человечески. И с парком Кулибина тоже разобрались. Когда его делали парком Кулибина — вы почитайте историю! — на гробах плясали. А сейчас сделаем так, чтобы не затронуть эту часть. Сделаем расширение и все остальное, я уже проект этот посмотрел и объяснил проектантам: есть вопрос, с этим надо считаться, сделайте пока локальное решение, и оно будет работать какое-то время. А там посмотрим, как будет жизнь развиваться».

Возвращаясь к самой горячей из перечисленных выше точек на сегодняшний день — к Автозаводскому парку, хочется познакомить общественность, а также губернатора, с мнением специалиста — ботаника Ильи Мининзона, члена Русского ботанического, Русского географического обществ, сотрудника Ботанического сада ННГУ: «Категорически нельзя вырубать этот участок парка. Здесь сложилась устойчивая экосистема, причем экосистема уникальная: ни в одном парке города у нас нет такого густого насаждения, где бы соседствовали как интродуцированные породы, так и аборигенные, причем это насаждение сложилось естественным образом. Возместить вырубку этого участка компенсационным озеленением невозможно. Точно так же, как невозможно компенсировать озеленением вырубку дубравы или естественного леса, так как для этого нужно попросту посадить все от начала до конца, начиная от самых низких кустарников и кончая деревьями, и при этом сохранить еще и нужную структуру насаждений. Могут возразить, что здесь имеется большой пустырь, заросший бурьяном. Но я прекрасно знаю, что этот пустырь не что иное, как участок нормального луга, просто запущенный. Нужно скосить этот бурьян, и за два года здесь восстановится прекрасная лужайка».

Как отмечает Илья Мининзон, одним из аргументов сторонников строительства аквапарка является то, что участок Автозаводского парка, где предполагается стройка, полностью заброшенный, там якобы растут деревья, не представляющие никакой ценности. Поэтому их вырубка не нанесет никакого ущерба.


«Я могу сказать, что этот аргумент — аргумент воинствующего невежды, который не только не знает, что там на самом деле растет, но и не желает знать, — заявил он. — Между тем любой человек, мало-мальски компетентный в ботанике, обследовав эти насаждения, может сказать, что там не только произрастают экзоты, редкие у нас аборигенные растения, но и сформировалось очень интересное и уникальное растительное сообщество, восстановить которое искусственным образом будет совершенно невозможно. Это касается конкретно того участка, который хотят вырубить под застройку. Вырубка этого участка нарушит состояние Автозаводского парка также и как объекта историко-культурного наследия. Я категорически против вырубки этого участка парка под аквапарк. У нас в Автозаводском районе достаточно много песчаных пустырей, где практически ничего не растет — вот пусть там аквапарк и выстраивают».


Председатель общественного совета «За жизненное пространство» Мария Попова, в свою очередь, высказала мнение, что в настоящее время складывается парадоксальная ситуация, когда экологические органы власти, которые по закону и за зарплату должны заниматься охраной озелененных территорий, — первые, кто их лишает экологической защиты.

«Кроме того, экологическое законодательство становится все более декларативным, оно уже не защищает зеленые зоны, поскольку приоритет отдан градостроительству, а не экологии, — констатирует она. — 20 февраля 2013 года были внесены изменения в Порядок ведения городского перечня озелененных территорий, и теперь любой парк может быть сокращен, если принято решение о проведении дороги или строительстве в рамках проекта планировки и межевания. 20 января 2014 года Порядок ведения областного реестра озелененных территорий также был дополнен статьей, в соответствии которой любая озелененная территория до попадания в реестр проходит согласование с градостроительными ведомствами для «подготовки заключения о соответствии представленных материалов утвержденным документам территориального планирования и градостроительного зонирования». В тех парках, где запланировано строительство, участки под стройки заранее были выведены из официальных границ озелененных территорий, а потом нормативно утверждены. В результате в городском перечне озелененные территории есть, но они уже урезаны: в парке Кулибина, в Автозаводском парке, в парке Пушкина. Если в парке Кулибина «для развития города» хотели выпилить 69 лип, то запланированная вырубка в Автозаводском парке беспрецедентна: более 300 деревьев, среди которых есть и редкие экземпляры, которые будут уничтожены.

Мария Попова уверена: необходимо провести опрос граждан, как это сформулировано в статье 23 Устава города, и перестать манипулировать общественным мнением. Только по его результатам можно судить о реальном отношении нижегородцев к планируемому строительству. Только тогда можно будет говорить, что принятые решения отражают мнение большинства нижегородцев.

«Точку в споре за парк или аквапарк должны поставить не отдельные чиновники, принимающие решения в тиши кабинетов, а жители города путем реального волеизъявления», — резюмировала Мария Попова.

Ирина Славина

"