Posted 5 февраля 2014,, 10:02

Published 5 февраля 2014,, 10:02

Modified 12 ноября 2022,, 15:27

Updated 12 ноября 2022,, 15:27

Валерий Шанцев убеждал нижегородские СМИ в правильности реформы системы здравоохранения

5 февраля 2014, 10:02
Данный вопрос – о проводимой в настоящий момент реорганизации системы здравоохранения – был поставлен перед главой Нижегородского региона 5 февраля в ходе большой пресс-конференции.

«Тема непростая, острая», – признал губернатор, подчеркивая, что основной целью начатой реформы является улучшение медицинского облуживания населения.

«Дело в том, что существующая до модернизации система здравоохранения носила на себе отпечатки системы, которая себя за последние 20 лет, начиная 1995 года, зарекомендовала как неэффективная, – продолжил Валерий Шанцев. – И в стране в целом, и во всех регионах, все показатели здоровья населения шли вниз. Мы туда все время вкладываем, а результаты… Смертность росла, рождаемость падала, заболеваемость инфекциями, с которыми справились еще в 40-е годы прошлого века, опять начала расти. И, конечно, надо было делать выводы из этого».


Губернатор пояснил, что система здравоохранения работала как социальный приют, где люди, попадая в больницу, не получали должного лечения. «Самое главное, что в больнице должно быть, – чтобы человек быстрее вернулся здоровым в ту среду обитания, из которой он пришел в больницу. Чтобы эта койка была хорошо оснащена. Безусловно, все стационары оборудовать таким высокотехнологичным оборудованием нельзя. Да это и нецелесообразно, потому что оно будет простаивать и морально устаревать. Поэтому мы делаем многоступенчатую систему здравоохранения», – отметил он.


Валерий Шанцев подробно остановился на описании данной системы. По его словам, существует первичное звено: фельдшерско-акушерский пункт – там, где можно помочь человеку определить, болен он или не болен.

«Фельдшер скажет, надо или не надо идти к врачу. Куда идти к врачу: либо в поликлинику, либо в офис врача общей практики. Поликлиники мы приводим в порядок, строим офисы врачей общей практики. Есть расчеты, нормативы: на каждого врача должно приходиться 1100 человек. Исходя из этого, вся наша земля накрывается так называемой амбулаторной помощью. Туда приходят для того, чтобы определить свою дальнейшую судьбу – что дальше надо делать. Дальше существует два вида стационарной помощи: односменная, которая работает в режиме, когда человек приходит, ему делают простейшую операцию либо простейшие процедуры, после которых нужно час или два отдохнуть и идти обратно домой, – рассказал губернатор. – Дальше существует стационар круглосуточный: там, где тебя госпитализируют. И третий уровень – это стационары специализированные: по сердечно-сосудистым заболеваниям, по онкологическим заболеваниям, по туберкулезу и так далее».

Валерий Шанцев назвал, кто разжигает массовое неудовольствие на местах, где проходит реформа. Во-первых, это главы районов и сельские советы.

«Они считают, что, если закрылся какой-то стационар в каком-то селе, то это их проигрыш, это они не смогли выполнить свои функции. Они не вдаются в детали, сделано это правильно или неправильно с медицинской точки зрения», – заявил губернатор.

Массовые акции протеста также инициируют врачи.


«Работать в условиях высокой оснащенности круглосуточно – это более напряженная работа, чем работа в таком «социальном приюте», когда ты выписал сестре бумажку, отдал и больше ничего делать не надо, – прокомментировал Валерий Шанцев, останавливаясь на ситуации с Борской больницей.


Напомним, ранее мы сообщали со ссылкой на главрача Вадима Клепцова, что «реорганизация имеющихся хирургических коек позволит повысить качество лечения борчан».

Валерий Шанцев сообщил, что Борская ЦРБ старая, и в хирургическом отделении на каждого хирурга приходилась нагрузка в 110 операций в год, тогда как среднее количество операций в год по хирургам области – 480.
«Мы там в четырех километрах построили новый хирургический корпус районной больницы, оснастили его по самому высокому уровню, и вся экстренная помощь, все сложные операции делаются там. Там два хирургических отделения. Мы говорим: перейдите третьим хирургическим отделением на эту базу, она позволяет, и работайте все в круглосуточном режиме. Часть перешла сразу, часть попозже. Кто больше всего возражал: руководитель отделения и замруководителя отделения, – констатировал глава региона. – Вон они на митингах, в пикетах стоят. А почему? Мы им говорим: идите завотделением, но только на современной базе и в круглосуточном режиме. А он говорит, что не виноват, что ему мало больных привозят. А почему мало привозят? Потому что там оснащения нет никакого. И второе – квалификация: если он делает одну операцию в три дня и вскрывает только чирьи, то направить ему больного – брать на себя ответственность».

Валерий Шанцев отрицает, что причиной затеянной реформы является дефицит квалифицированных кадров и финансовых средств. Он утверждает, что финансовых ресурсов тратится даже больше – на оснащение стационаров современным оборудованием.

Губернатор также много времени уделил, чтобы рассказать об изменениях в системе родовспоможения, которые, как он считает, направлены на снижение младенческой и материнской смертности. При этом, подчеркнул он, родильные отделения как работали, так и работают – там сокращаются круглосуточные койки и увеличивается число так называемых сестринских коек, то есть дневного стационара.


«Мы не закрываем родильные отделения. Система родовспоможения перестраиваем организационно. По сути, по штатному расписанию и по нормативам, которые существуют, в родильном отделении районной больницы положен один врач акушер-гинеколог (если родов не более 100 в год, то это одни роды в 3-4 дня), один неонатолог и один анестезиолог. Они не могут работать в круглосуточном режиме, – рассказал Валерий Шанцев. – Что происходит в этом родильном отделении, когда роды ночью: посылают домой к врачу, будят его, всю бригаду будят, которая должна прийти, подготовить операционную, подготовить реанимационное оборудование. Статистика показывает, что от часа до двух с половиной часов нужно потратить время, чтобы начать принимать роды. Мы сидим и продолжаем сидеть на пороховой бочке».


Губернатор привел в пример свежий случай, когда в Лукоянов привезли роженицу.

«Привезли туда женщину рожать – и ничего не смогли сделать! Даже диагноза не смогли поставить, – возмущался он. – Если бы не было принято экстренное решение переместить ее в межрайонный центр в Арзамас — и она бы погибла, и ребенок погиб. Да, потом можно будет разбираться. Я, кстати, каждый квартал провожу совещание по каждому случаю смерти ребенка и по каждому случаю смерти матери. И 30% случаев являются либо предотвратимыми, либо условно предотвратимыми».

Говоря о межрайонных центрах родовспоможения, Валерий Шанцев отметил, что здесь принимают по 5-10 родов в сутки. Бригады работают круглосуточно, имея необходимое оборудование.

«Говорят – вот, за 30 километров ехать. Подчеркиваю: родильные отделения не закрываются, – повторил губернатор. – Ежедневный мониторинг беременной женщины ведется с первых дней, и она наблюдается в этом родильном отделении в своем районе тем акушером-гинекологом, который там есть. Он смотрит, нужно ее положить на сохранение – и ее кладут на эту сестринскую койку в дневной стационар, и с ней занимаются. Она не рожает, она находится на лечении. На 38-й неделе обязанность врача-гинеколога – определить, когда ей в плановом порядке нужно поехать в межрайонный перинатальный центр и готовиться к родам. Там проходят роды, там проходит послеродовый период, и потом ее обратно возвращают (если нужно – то в это родильное отделение) или домой. Все. Мы берем ответственность за ее состояние здоровья и состояние здоровья ребенка».

Валерий Шанцев утверждает, что Чувашия еще в 2006 году перешла на такую систему родовспоможения, и здесь материнская и младенческая смертность теперь в 2 раза ниже, чем в Нижегородской области.

Ирина Славина

Фото: Ирина Славина

"