Posted 4 октября 2012,, 09:10

Published 4 октября 2012,, 09:10

Modified 12 ноября 2022,, 14:49

Updated 12 ноября 2022,, 14:49

20 ЛЕТ НИЖЕГОРОДСКОМУ ТЕЛЕВИДЕНИЮ: ТРАНСФОРМАЦИЯ РОЛИ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ЗНАЧИМОСТИ

4 октября 2012, 09:10
{intro}3 октября, «Нижегородский Эксперт-клуб» обсуждал итоги работы и перспективы развития регионального телевидения. Встреча была приурочена к 20-летию известных нижегородских телекомпаний и собрала многих популярных журналистов, продюсеров, телевизионных и околотелевизионных деятелей. Сказать, что собравшиеся были единодушны в своих оценках, нельзя. Приведем мнения некоторых участников, показавшиеся нам наиболее яркими и обнаруживающими явный комплекс противоречий и проблем, с которыми сталкивается сегодняшнее телевидение.{/intro}
Sample ImageАлександр Резонтов, директор информационного вещания ТК «Волга»

Рейтинги и деньги – не самоцель. Не рейтинги и деньги, – а доверие и репутация!


Я, может быть, идеалист, но я уверен, что мы все выполняем определенную миссию, и ни изолироваться, ни уходить из профессии я не собираюсь. Я сто раз проклинал себя, за то, что выбрал ее, и тысячу раз убеждался, насколько это важно и интересно.

То, что учредители, государство или частные компании, всегда имеют определенный интерес к влиянию на информационную и редакционную политику – так тоже было всегда. Но я всегда считал, что управление исходит не от учредителя или источника финансирования, а только от генерального директора, от его мужества и готовности отстаивать дело.

Если мы попытаемся отстраниться и закрыть глаза – кому от этого будет лучше? Нам точно не будет. Зрителям тоже – для них телевидение тоже бывает отдушиной, возможностью где-то повлиять на ситуацию, где-то – держать власть в тонусе, где-то – просто высказаться.

Я верю в то, что власть реагирует на определенные высказывания, программы, аналитические материалы. Я знаю точно, по своему собственному опыту, что так и есть. Что, действительно, коллективная позиция, аргументированная позиция зрителя или в телевизионном материале, способна изменить ситуацию.

Что касается противопоставления коммерческих компаний и государственных. Если быть циниками, то, по большому счету, все в деятельности телевизионных компаний определяется двумя вещами: рейтинги и деньги. Рейтинги, конечно, вещь очень неоднозначная. Но это единственный доступный сейчас способ оценки деятельности телекомпании, тем более, в такой конкурентной среде.

Но рейтинги и деньги – это не самоцель. В телевидении все давно уже поняли, что это не та сфера, где можно зарабатывать большие деньги. Не рейтинги и деньги – а доверие и репутация. И эти критерии гораздо важнее, они проверены на 20-летнем опыте многих компаний. И здесь уже никакими цифрами не измерить, но, в большей степени, это: интуиция, понимание, самоцензура и ответственность.

Sample ImageГеоргий Молокин, тележурналист

Я идиот, что возвращался на телевидение и пытался вести передачи!

Дело не в телевидении, не в общественно-политическом вещании, а в состоянии, в котором находится страна. И это состояние отражается на телевизионных экранах, газетных страницах и т.д.

В нашей стране все до единого - бабушки, дедушки, все население – знают, что страна тотально разворовывается. И, в том числе, по телевизору об этом активно говорят. Но давайте посмотрим, что же дальше? Что происходит на нормальном, вменяемом телевидении в любой стране мира: если сообщается о, например, крупном случае коррупции, эта новость потом отслеживается до того момента, пока не будет уволен, например, министр обороны, не будут посажены виновные, не будут возвращены деньги. У нас же новость чудесным образом пропадает. Сообщается только о самой сенсации: «Из страны вывезено 100 миллиардов долларов!», «Олимпиада будет стоить не 15 миллиардов, а 60!» и т.д. И такое впечатление о России остается и у населения, и у других стран. Потому что все отражается на всем.

И мы сами выбираем свою позицию. Кто-то выбирает прямую миграцию. Кто-то - внутреннюю миграцию, как я, в глухую деревню, где у меня есть, так сказать, библиотека русской классики и самовар. А кто-то говорит: гори все синим огнем, мне наплевать, буду участвовать в этом тотальном воровстве.

И до той поры, пока все это будет происходить в стране, телевидение никому нужно не будет! И я сам идиот, что возвращался на телевидение и пытался вести передачи, и что-то доказывать. И теперь я читаю Чехова, живу в глухой деревне и занимаюсь с молодыми людьми.

Sample ImageАндрей Белянинов, генеральный директор телерадиохолдинга Ortimedia

Под нынешним телевидением пора подводить черту. Мы стоим на пороге другого телевидения. Цифра изменит все

На мой взгляд, телевидение все меньше ориентируется на аудиторию думающую, «элитарную». Все больше старается манипулировать теми людьми, которые в недостаточной степени способны оценить ситуацию. Эта ситуация грозит деградацией телевидения и смысл которой в том, что центр влияния на общество будет сдвигаться в сторону интернета. У Интернета сейчас, наверное, больше возможностей для того, чтобы доносить информацию.

И сейчас уже достаточно большое количество людей получает из интернета не только текстовую, но и аудио информацию, и видео.
Прошедшие 20 лет были для меня абсолютно счастливым временем. Но под этим телевидением пора подводить черту. Мы стоим на пороге другого телевидения, и оно связано с цифровым вещанием. Цифра изменит все. И я бы еще 20 лет поработал, чтобы посмотреть, как все будет развиваться.

Sample ImageИрина Преображенская, экс-собкор НТВ, экс-директор ГТРК «Кремль»

Я не думаю, что телевидение нужно пытаться реанимировать

Интернет вырывается вперед и стремительно растет. И не надо забывать о том, что сейчас возникает достаточно большое количество так называемых “mass-man”. Это люди, которые сами из себя, своими силами, создают медийный продукт. Это медийный продукт не только текстовой, как в социальных сетях, но и видео, которое достаточно широко распространяется, например, на YouTube, и собирает большое количество подписчиков. И это тоже телевидение.

Я, как бывшая телевизионщица, тоже уже несколько лет смотрю новости в Интернет. и все эти превентивные меры: давайте сделаем специализацию, давайте сделаем общественное телевидение или еще что-нибудь сделаем, не особенно эффективны.

Наталья Скворцова, координатор деятельности "Союза журналистов" Поволжья

Сейчас, к сожалению, происходит маргинализация телевизионной аудитории

Сейчас мы видим в регионе две модели медиапродукта – властноориентированная и бизнесориентированная. На федеральном уровне добавляются специализированные телеканалы, посвященные спорту, культуре и прочему. При этом власть является держателем серьезного бюджета для СМИ, поэтому бизнес присутствует и в первом виде продукта.

Но мы выносим за скобки качество аудитории. А сейчас, к сожалению, за счет ухода людей от телевидения, происходит маргинализация телевизионной аудитории. Люди перестают использовать телевидение как источник информации. Бизнесориентированное телевидение работает с расчетом на эту аудиторию. И тут возникает тревога за то, что телевидение становится «СМИ между делом». Никто, ни вы, ни я, не сядем и не посмотрим программу от начала до конца. И это я говорю это не в качестве упрека, просто надо понять, что нужны новые технологии «удержания» зрителя у экрана.

"