Posted 4 февраля 2017,, 06:00

Published 4 февраля 2017,, 06:00

Modified 30 октября 2022,, 22:02

Updated 30 октября 2022,, 22:02

Позабытая Благовещенская набережная и «столетняя» водокачка

4 февраля 2017, 06:00
Одна из особенностей Нижнего состоит в том, что некоторые места исторического центра города совершенно незнакомы большинству нижегородцев. Ярким примером этого является старинная улица Черниговская – бывшая Благовещенская набережная.

Этой улице не повезло – она не стала частью проекта «Рождественская сторона», по ней не гуляют толпы туристов, да и сами горожане довольно редко здесь бывают, если на это нет веских причин. Здесь нет ни кафе, ни магазинов. Правда, имеется одна симпатичная гостиница, но ее маловато, чтобы говорить о туристической привлекательности данного места. Некоторые здания используются в качестве офисов различных компаний, другие – пока ждут своих арендаторов.

Интересно, что освоение Благовещенской слободы, в состав которой входит Черниговская улица, началось еще в XIII веке и связано с основанием Благовещенского монастыря. Правда, не осталось никаких материальных свидетельств этого периода существования слободы, за исключением археологического слоя. Монастырь, разоренный в 1229 году дружинами эрзянского князя Пургаса, был восстановлен лишь спустя сто лет. Древнейшие сохранившиеся постройки обители, возвышающейся над берегом Оки, относятся к середине XVII века.

Светское каменное строительство на улице Черниговской началось в 20-е годы XIX века – до наших дней здесь сохранилось несколько купеческих домов работы архитектора Ивана Ефимова. В соответствии с генеральным планом города 1839 года, вдоль речного берега была проложена набережная, застроенная по фронту каменными домами. Автором первых зданий, построенных на рубеже 30-40-х годов XIX века, стал городской архитектор Нижнего Новгорода Георг Кизеветтер.

Справка. Георг Иванович Кизеветтер (1808-1857) — первый городской архитектор Нижнего Новгорода (1836-1846). По его проектам городе были построены более ста зданий, в основном частных и доходных домов на центральных улицах. В 1840 году Кизеветтер назначается ярмарочным архитектором. В 1846 году Георгу Ивановичу приходится покинуть Нижний Новгород из-за конфликта с городскими властями. Самое известное нижегородское произведение Кизеветтера — дом городского головы Федора Петровича Переплетчикова (улица Кожевенная, 11), построенный в 1838-1840 годах. За этот проект архитектор был удостоен похвалы императора Николая I: «Кизеветтеру объявить Монаршее удовольствие за красоту сего фасада». В начале XX века в этом здании располагалась знаменитая клуб-чайная для бедноты «Столбы».

Освоение Черниговской связано с переносом в 1818 году в Нижний Новгород Макарьевской ярмарки. Набережная, расположенная прямо напротив ярмарочного комплекса, была довольно удобным местом для постройки контор, складов, и доходных домов. Улица особенно активно застраивалась после пожара 1855 года, практически полностью уничтожившего старые деревянные дома.

В 70-80-е годы XIX века на улице Черниговской появляются крупные промышленные объекты – паровые мельницы Емельяна Башкирова и Маркела Дегтярева. Мельничный комплекс постепенно разрастался, заняв к началу XX века целый квартал, в который также входили жилые здания для рабочих и служащих.

Таким образом, нет никакой загадки в том, как получил свое название Мельничный переулок, ведущий от улицы Черниговской к Андреевской церкви XVII века, входящей в монастырский комплекс.

Возвышающаяся над речным берегом серая цитадель – это мельничный элеватор, построенный в 1960-е годы взамен старого. Кстати, мукомольный завод на Черниговской работал вплоть до 2007 года. На месте зернохранилища планировалось построить не менее громадный бизнес-центр, однако данные планы так и не были реализованы.

Справка. Элеватор – сооружение для хранения больших партий зерна и доведения его до кондиционного состояния. Высокие круглые емкости для хранения зерна в элеваторе называются силосами. Нередко в силосах зерно не только хранится, но и обрабатывается. В них поддерживается и контролируется определенная температура хранения зерна. Современные элеваторы снабжены компьютерными системами контроля и управления.

Неподалеку от мельничного комплекса, прямо под метромостом, располагается очень красивое здание Ромодановского вокзала, выстроенное в стиле классицизм в 1901-1904 годах. Свое название вокзал получил от поселка Ромоданово (в Мордовии), ставшего узловой станцией железной дороги «Москва – Казань». Кстати, площадь между вокзалом и комплексом мельницы Башкирова тогда называлась Сокольничьей.

В 1974 году в Нижнем Новгороде произошел оползень, перекрывший дорогу от станции Мыза до Ромодановского вокзала. Так как в то время уже был построен Сартаковский железнодорожный мост через Оку, соединивший правобережные и левобережные железные пути в окрестностях города, вокзал решили закрыть. В 1993 году здание вокзала было поставлено на государственную охрану как объект культурного наследия регионального значения, однако состояние его ухудшалось год от года. В 2003 году в памятник архитектуры переезжает компания «НоваКард», занимающаяся выпуском банковских карт. После восстановления, выполненного за счет нового собственника, здание вокзала признают самым красивым заводом в Европе.

Прогулявшись по улице Черниговской до здания Ромодановского вокзала, можно решить, что здесь она и заканчивается. Однако это не совсем так... Если не полениться и пройти вдоль берега Оки еще около километра, то можно увидеть довольно необычное сооружение – башню водозабора, давно ставшую объектом стрит-арта.

Прямо за башней среди деревьев виднеются каменные руины, бывшие некогда городской водонапорной станцией, более известной как Куйбышевская водокачка (такое название станция получила во времена существования – с 1935 по 1956 год – Куйбышевского района города).

Для нас, современных людей, вода в домах давно стала чем-то обыденным. Мы не задумываемся, что еще совсем недавно (по меркам истории) доставка этой «живительной влаги» в жилища была связана с большим физическим трудом. Особенно тяжело в этом отношении приходилось жителям нагорной части нашего города, ведь им нужно было спускаться с ведрами к реке. Думаю, что наши предки относились к воде гораздо бережнее нас.

Удивительно, что в Нижнем так и не сложился цех водовозов подобно тому, как он появился в Казани, хотя доставка воды из озера Кабан там была гораздо менее затруднительна, нежели доставка волжской воды в верхнюю часть нашего города.

Нижегородская история пестрит множеством чудовищных пожаров, уничтожавших порой до половины города. И главной причиной распространения огня всегда был недостаток воды. При этом попытки решения проблемы обеспечения горожан водой особым успехом до середины XIX века не отличались. Известно, что над способом подъема волжской воды на необходимую высоту почти полвека бился знаменитый изобретатель-самоучка Иван Кулибин. Проекты обеспечения водой требовали огромных сумм, которыми город не обладал.

Автором проекта и строителем первого нижегородского водопровода стал Андрей Дельвиг. Он, кстати, разработал и новый генеральный план Нижнего Новгорода. Нижегородский водопровод стал третьим, построенным в России.

Здание первой водоподъемной станции Нижнего Новгорода было построено в месте соединения Казанского и Георгиевского съездов. Запуск первого городского водопровода произошел в 1848 году. Между прочим, водопровод в XIX веке был весьма дорогим удовольствием. Его обслуживанием занималась целая воинская команда. Ежегодно на водопровод тратилось по 6600 рублей, из которых малая часть шла на жалование воинской команде, а большая – на дрова для паровой машины. Первый водопровод служил Нижнему Новгороду около 30 лет. Город расширялся, росла потребность в воде. Изношенное оборудование станции часто ломалось. Перед городом встал вопрос строительства нового водопровода.

С градостроительной точки зрения выбор места для водопроводной станции и резервуаров был весьма удачным: вода поднималась в зону наиболее интенсивного в те времена строительства. Одновременно со строительством станции были проложены новые водопроводные сети, общая длина которых составила около 27 км.

При станции был построен вместительный резервуар объемом в 85 тысяч ведер, защищенный от поверхностного загрязнения крышей. Кажется, что в XIX веке нижегородцев куда больше волновало качество используемой ими воды, чем сейчас. При постройке второй водокачки городская общественность настояла на том, чтобы на станции было построено сразу два очистных фильтра, а не один, как это предполагалось изначально. Правда, в 1985 году, спустя 15 лет после запуска новой станции, фильтры, существенно ограничивающие пропускную способность водопровода, были превращены в отстойники. Вода потекла к жителям более обильным потоком, но уже без элементарной очистки. Снабжение такой водой способствовало распространению кишечных заболеваний, от которых в Нижнем Новгороде умирало множество людей.

Расходы по постройке водопровода взяли на себя наиболее богатые нижегородские купцы: Блиновы, Бугровы, а также промышленник Курбатов. Передавая городу 375 тысяч рублей, они поставили одно условие: вода населению должна подаваться бесплатно на вечные времена. Однако с расширением водопровода он стал убыточны, поэтому в 1900 году были введены тарифы на оплату воды.

Все работы по строительству второго водопровода были выполнены за короткий срок. Правда не обошлось и без некоторых досадных неожиданностей: купцы-благотворители – Бугровы, Блинов, Курбатов – заказали в Англии дорогостоящее насосное оборудование, однако оно оказалось недостаточно мощным, чтобы поднимать воду на нужную высоту. Тогда талантливый механик Василий Калашников, работавший на Курбатовском заводе, взялся сконструировать свою паровую машину. Новое оборудование снабжало город водой 46 лет – с 1880 до 1926 года. За паровую машину, изготовленную на его заводе, промышленник Устин Курбатов был удостоен звания почетного гражданина Нижнего Новгорода. Торжественный запуск второго водопровода состоялся 14 декабря 1880 года.

Большая реконструкция нижегородского водопровода пришлась на время подготовки Нижнего Новгорода к Всероссийской художественно-промышленной выставке 1896 года. В 1908 году на станции устанавливаются три фильтра системы Джуэлля. Вместе с ними были построены и три отстойных бассейна.

Дальнейшее развитие нижегородского водопровода в советский период определялось потребностями растущего города: обновлялись, росли водопроводные сети, совершенствовались методы обработки воды, реконструировались старые и строились новые водопроводные станции – Слудинская, Новосормовская, «Малиновая гряда». Но Куйбышевская станция служила городу еще многие годы – она была закрыта лишь в 1988 году.

После распада Советского Союза водонапорная станция была заброшена. В 1993 году она признана объектом культурного наследия, что, однако, не помешало ее разрушению. Спустя два года водокачка была передана в аренду фирме «Люкс-сервис», однако за 10 лет аренды историко-культурный памятник так и не был отреставрирован, превратившись, по сути, в руины. В 2000-е годы ходили слухи, что нашелся инвестор, который планирует открыть в здании водокачки ресторан. Естественно, что никакого ресторана там до сих пор нет. Из-за пожара станция лишилась крыши. Скоро от нее останутся одни воспоминания и несколько черно-белых фотографий. Посмотрите, как выглядела городская водокачка в начале XX века. Посмотрите и запомните это фото. Можно, конечно, продолжать «надеяться и верить», однако нужно признаться самим себе, что этот объект культурного наследия мы потеряли навсегда – такой мы Куйбышевскую водокачку больше не увидим.

Сергей Котовский

"