Posted 3 июля 2018,, 09:18

Published 3 июля 2018,, 09:18

Modified 3 ноября 2022,, 17:38

Updated 3 ноября 2022,, 17:38

В России с 2000 года закрылось более 20 тысяч сельских школ

3 июля 2018, 09:18
В России с 2000 года закрылось 25,5 тысяч школ, из них 20,1 тысяч - на селе. По мнению экспертов, ликвидация школ приводит к вымиранию еще крепких деревень.

Об этом пишут «Новые известия».

В селе Новокалманка Усть-Калманского района Алтайского края местная власть, родители и педагоги пытаются спасти школу. Противостояние с районными и краевыми чиновниками зашло так далеко, что люди готовы перекрыть трассу. Виной всему – кампания по оптимизации малокомплектных сельских школ. Школу планируется сделать филиалом другого учебного заведения, расположенного в 30 км от села.

Родители школьников и местные власти отмечают, что такой перевод в новые школы приводит к большим тратам времени на подвоз учеников. А экономия средств за счет сокращения ставок директоров и бухгалтеров школ выливается в большие траты на закупку автобусов и организацию перевозки школьников.

За несколько лет в Алтайском крае были закрыты школы в поселках Восточный, Западный и Дружба. В результате трудоспособные люди ради детей уехали из поселков. Еще раньше таким же образом фактически исчезли села Лаврентьевка (Топчихинский район) и Шатобал (Солтонский район).

Сейчас в Новокалманке живут более 500 человек. Рабочих мест очень мало, многие ездят на заработки в другие села и города. Но основные доходы - пасеки и личные подсобные хозяйства, в каждом третьем дворе по 10-15 коров. Условия для этого есть – вокруг деревни отличные покосы и много мест для выпаса скота.

«Мы – не умирающее и не депрессивное село. Население прирастает, к нам переезжают семьи с детьми. Люди очень энергичные. Начинают с нуля, а уже через год-два мы имеем еще одно крепкое и процветающее хозяйство. У Новокалманки есть перспективы, – говорит сельский глава Виктор Проскурнов. – Люди здесь привыкли сами выживать. Им ничего не надо от государства, оставьте только школу, садик, фельдшерско-аккушерский пункт и почту. Со всем остальным мы сами справимся».

В знак протеста оппозиция на селе собирается перекрыть все три трассы, ведущие из Новокалманки в большой мир. Есть сомнения, что народу для этого маловато. «А мы весь скот выведем, до последней овцы – и пусть попробуют сунуться!» - заявляют жители.

Председатель наблюдательного совет Института демографии, миграции и регионального развития, лауреат премии президента РФ в области образования Юрий Крупнов говорит, что 2017 год с широкой кампанией по оптимизации малокомплектных сельских школ стал катастрофой.

«Наряду с отсутствием в деревнях рабочих мест, это означает уничтожение села в целом. Особенно острая ситуация сложилась в сибирских регионах, но огромные проблемы есть и в центральной России (Смоленская область), и в северо-западном округе (Псковская область), - отмечает он. - Закрытие школ - это кризис в системе образования, и он ведет к предсказуемым результатам - к «дебилизации» школьников».

Крупнов приводит данные Росстата, что с 2000 года в РФ закрылось 25,5 тысяч школ, из них 20,1 тысяч на селе. В год закрывалось 1,7 тысяч школ или 4,6 школ каждый день. Но за это же время было построено или открылось более 30 тысяч церквей. В целом их число выросло с 2,9 тысяч в 1990 году до 34,5 тысяч в настоящее время. «То есть каждый год открывалось 1,26 тысяч церквей или по 3,5 каждый день. Подумайте над этой статистикой», - говорит эксперт.

Эксперт Центра национальных и политических реформ Василий Иконников отмечает, что оптимизацию школ зачастую обосновывают снижением численности населения, однако именно социально-экономические проблемы способствуют оттоку населения в города, а деревни лишаются последней надежды на будущее.

«По данным Счетной палаты, несмотря на сокращение образовательных учреждений, в 36 регионах расходы не сократились, а, наоборот, выросли. В то время как повышение зарплаты учителям оказалось незначительным — на 0,74% в целом по России. В 9,5 тысяч населенных пунктов, имеющих до 1,5 тысяч жителей, сегодня нет детсадов. В 6 тысяч населенных пунктов нет школ. Из 940 деревень детям приходится добираться до школы более 25 километров», - резюмирует Иконников.

"