Posted 1 февраля 2017,, 17:07

Published 1 февраля 2017,, 17:07

Modified 12 ноября 2022,, 13:58

Updated 12 ноября 2022,, 13:58

В Нижегородской области используется уникальная система медицинских закупок - Бедняков

1 февраля 2017, 17:07
В Нижегородской области используется уникальная система медицинских закупок - Бедняков

«Безусловно, тот факт, что Нижегородская область вошла в пятерку самых добросовестных регионов в сфере медицинских закупок, - это результат эффективной работы и рачительного отношения к деньгам со стороны правительства и губернатора», - заявил журналистам кандидат юридических наук Дмитрий Бедняков, комментируя тот факт, что Нижегородская область вошла в пятерку самых добросовестных российских регионов-лидеров в сфере медицинских госзакупок.

«Связано это с тем, что в Нижегородской области используется уникальная система закупок, которая полностью соответствует законодательству с одной стороны, а с другой – дает очень хороший результат. И вопрос не только в переплате. У нас ноль отсроченных рецептов за пределами срока обеспечения. И, например, по состоянию на 30 января 2017 года из 11 тысяч 108 рецептов, которые были выписаны для федеральных льготников, у нас в пределах нормативного срока отсрочено всего 217. То есть в результате применения этой схемы достигаются очень хорошие финансовые и социальные результаты, поскольку благодаря ей решается главная задача - обеспечение лекарствами жителей: чтобы лекарства были доступны в аптеках, и чтобы люди, которым положено бесплатное лекарство, могли его вовремя приобрести», - сказал Бедняков.

«В рамках работающей схемы регион не заказывает и покупает лекарства, а на конкурсе отбирает поставщика услуги, который берет на себя обязанность закупить лекарства в соответствии с датой заявки и обеспечить их доставку в больницы и поликлиники. И делает это за свой счет. Только потом ему компенсируют расходы из бюджета. Соответственно, снижается транспортные расходы. Расходы на логистику в Нижегородской области в 2015 году составляли 14,87%, в 2016 – 14,74% от стоимости закупленных препаратов.

Для сравнения, в 2015 году средние расходы в 7 российских регионах, которые нас окружают составили 17,5%»,- отметил Бедняков.

Он также подчеркнул, что при этом лекарства закупаются не впрок, а по мере необходимости.

«В каждой поликлинике и больнице есть компьютер, информация о наличии лекарств на складах поставщиков. В любой момент можно выбрать те лекарства, которые рекомендованы пациентам. И на следующий день эти лекарства уже привозят в аптеку, и человек это лекарство получает. Поэтому речь идет в данном случае о своевременном получении качественных лекарств без просрочки сроков годности.

Фактически, у нас в регионе нет потерь из-за того, что закупленные лекарства перестали быть востребованы, поскольку идет адресное регулирование потребности в препаратах. Это даже важнее, чем экономическая выгода», - комментирует автор.

«Возможно, в таких крупных регионах, как Татарстан и Москва, в которых зафиксирован наибольший перерасход, могли бы взять на вооружение наш опыт в сфере закупок лекарств, но дело в том, что у нас затяжной конфликт с Управлением федеральной антимонопольной службы. И очень много судебных дел по поводу проведенных нами торгов. Дело дошло до того, что в рамках этих судебных процессов по оспариванию контрактов и предписаний, и решений УФАС обратился с требованиями фактически запретить исполнение контракта. Но, тем не менее, мы лекарства выдаем, и люди эти лекарства получают, задержек никаких нет. Но все регионы наблюдают за тем, как складываются наши отношения с УФАСом. УФАС утверждает, что это позиция федерального ФАСа. И они считают, что услугой торговать нельзя, выставлять на торги нельзя. Можно отдельные лекарства покупать и отдельно заказывать услугу. Но это может привести к негативным последствиям: к перерасходу и пересортице, а также к повышению цен. Я уже не говорю о просроченных лекарствах. Сейчас дело дошло уже до Верховного суда. Законодательное Собрание определило неконкурентный способ поставки по 44 закону единственного поставщика. «Нижегородская фармация» - это государственное предприятие, специально созданное, с огромным колоссальным оборотом, которое прекрасно работает и справляется. УФАС пошел спорить в областном суде и проиграл. Пошел оспаривать решение областного суда в Верховном суде – тоже проиграл. И теперь, несмотря на это, настаивает и требует, чтобы Законодательное Собрание отменило этот закон», - удивляется Бедняков.

«Регионы наблюдают за этими перипетиями. К нам обращаются люди и говорят: насколько хороша ваша схема, и как мы ее сможем применить? Мы абсолютно убеждены в правильности, правомерности этой схемы. И в решениях судов подчеркнуто, что это наше право самим определять способ этого обеспечения. Мы можем или лекарства закупать, как в Кирове, и потом все везти на склад, с которого будем развозить их по аптекам. Что там купят, в каком количестве, какого качества – логиста не интересует. А мы говорим: «мы закупаем услугу» - тот, кто выиграл на торгах, тот и закупает лекарства, их хранит, и за них отвечает. И он обеспечивает своевременность, чтобы не было просроченных рецептов и всего остального. С моей точки зрения, у нас классная схема обеспечения населения лекарственными препаратами, лучше ее нет», - резюмировал он.

Напомним, Нижегородская область вошла в пятерку самых добросовестных российских регионов-лидеров в сфере медицинских госзакупок. Таковы данные исследования бюджетных переплат при государственных закупках в здравоохранении журнала «КоммерсантЪ – Деньги» совместно с проектом «Антирутина». Самый низкий перерасход, а значит «более добросовестная закупка» лекарств и медтехники, по информации исследователей «Антирутины», зафиксирован в Нижегородской области, Башкортостане, Забайкальском крае и Калининградской области. Там переплата составила от 2% до 6%. Такой перерасход, как отмечают эксперты, «может объясняться колебанием курса рубля (при закупке импортных лекарств, материалов и техники)». Самая большая переплата в денежном выражении выявлена в Москве, Московской области и Татарстане.

"