Posted 1 февраля 2013,, 06:02

Published 1 февраля 2013,, 06:02

Modified 12 ноября 2022,, 14:28

Updated 12 ноября 2022,, 14:28

История с продолжением: 2013 – 2015

1 февраля 2013, 06:02
Комментируя распространенную федеральными СМИ информацию о коррупционном скандале вокруг собственной персоны, В. Булавинов связал эти события с предстоящими выборами в Нижегородской области. Возникает вопрос, что имел в виду депутат, если на календаре лишь 2013 год, а ближайшие по графику выборы лишь в 2015 году? Андрей Самсонов,научный сотрудник Приволжского филиалаИнститута социологии РАН

Предлагаем вашему вниманию интервью с научным сотрудником Приволжского филиала Института социологии РАН Андреем Самсоновым.

NewsNN: Чем ознаменовалось начало 2013 года для политической жизни страны и Нижегородского региона в частности?

А.С.: Обычно, январь один из самых политически спокойных месяцев, когда первую половину страна празднует, а вторую – «отходит» от последствий. В полной мере относится это и к политической элите, которая, как правило, старается «не перегружать» электорат. Начало же 2013 года ознаменовалось резкой активизацией региональной политической жизни. С трудом верится в случайности подобного рода, хотя бы, потому что любая медийная кампания требует определенных финансовых затрат и административных ресурсов. В особенности, когда речь заходит о перспективе досрочных выборов губернатора области….

Чем ознаменовалось начало 2013 года помимо резкого всплеска медийной активности? Во-первых, попыткой отдельных изданий вновь «ввести» в формат активного политического противостояния губернатору В.П. Шанцеву и его команде ряд «старых персонажей»: Романа Антонова, Александра Хинштейна, Вадима Булавинова, Александра Тимофеева. Во-вторых, возобновлением «фантастического» коррупционного дела против Вадима Булавинова. И, в-третьих, усилением внимания областного Правительства к контролю над политической ситуацией в муниципалитетах, что стало основной темой недавнего совещания глав МСУ.

Из абсолютно внешних фактов, не имеющих прямого отношения к региону, необходимо отметить информацию о том, что на высшем государственном уровне предложено Академии наук РФ и её профильным институтам подготовить план антикризисных мероприятий на 2013 – 2014 гг. В совокупности эти события образуют вполне читаемый тренд на мобилизацию ресурсов региональных властей и подготовку к прямым выборам осенью 2013 года.

NewsNN: Почему именно 2013 год?

А.С.: В случае проведения прямых выборов осенью 2013 года В.П. Шанцев имеет наилучшие шансы на безоговорочную победу. В качестве «всенародно избранного», он в значительной мере усилит свои позиции и возможности на федеральном уровне, и в первую очередь, за теми финансовыми потоками и экономическими ресурсами, которые будут привлечены в регион в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу в 2018 году. Кроме того, следующие выборы состоятся сразу после завершения этого мероприятия, то есть, вероятнее всего, на позитивной информационной волне, что позволит В.П. Шанцеву оказать влияние и на избрание следующего главного регионального начальника.

NewsNN: Кого можно назвать прямыми конкурентами В.Шанцева на выборах губернатора?

А.С.: Сегодня вероятные оппоненты Шанцева внутри «партии власти» откровенно не готовы к масштабной избирательной кампании. Их ресурсы ориентированы на противодействие в рамках существующей политической практики, когда основным местом приложения усилий являются администрация Президента РФ, Правительство или аппарат «Единой России». Единственной фигурой, имеющей высокую популярность и шансы на публичное противостояние Шанцеву в рамках избирательного процесса, является Вадим Булавинов, чьей нейтрализацией и занялся Следственный комитет.

И в дополнение. Если прогнозы ряда известных экономистов и экспертов сбудутся, и летом – осенью 2013 года события вновь начнут развиваться по сценарию кризисного 2008-го, то именно у Шанцева будут наилучшие перспективы. И как у губернатора, не допустившего крупных социально-экономических потрясений и имеющего практический опыт управления регионом в период кризиса. И как у политика, ассоциирующегося у большинства населения с жестким, даже авторитарным стилем руководства.

Таким образом, при реализации сценария прямых выборов губернатора, осень 2013 года – практически идеальное время для губернаторской команды. Если же реализуется иной сценарий, то следующей «точкой бифуркации» региональной системы становится 2015 год. Основным условием реализации этого сценария является формальный характер выборности губернаторов, что подразумевает рассматривающийся сегодня в Государственной Думе законопроект. В случае реализации этого сценария, события могут приобрести крайне неблагоприятный для действующего руководства региона характер.

NewsNN: С чем это связано?

А.С.: Во-первых, основной политический «оппонент» в лице чиновников полпредства получает полтора года форы, и возможность реализовать наличные ресурсы в кулуарной игре. Во-вторых, чисто технически, возраст основных, помимо В.П. Шанцева, претендентов на нижегородское «княжение» в большей мере соответствует требованиям «модернизации», «обновления» и «омоложения»: Булавинов, Хинштейн, Бабич или Антонов – все будут в расцвете лет (по меркам политико-административной системы), в то время как Валерий Павлинович опасно приблизиться к 70-летней отметке. В-третьих, к этому моменту окончательно «устареет» коррупционная история Булавинова, остающегося одним из наиболее опасных оппонентов действующего губернатора. К 2015 году Вадим Евгеньевич или будет окончательно «снят» с политической арены, что позволит сосредоточить усилия на продвижении иных фигур, или окажется абсолютно чист, и даже в статусе «несправедливо обиженного», что так любит электорат. В-четвертых, даже не реализовавшаяся перспектива второй волны кризиса в 2013 – 2014 гг. оставляет значительный простор для критики работы губернатора в ближайшие годы. Не будем называть темы и направления, ограничившись констатацией общеизвестного факта – критиковать хозяйственно-управленческую деятельность всегда проще, нежели отстаивать тезис о «единственно верном курсе губернатора», чем, безусловно, грешит пресс-служба и все официальные СМИ. Единственным преимуществом для В.П. Шанцева в случае реализации данного сценария является сохранение власти в регионе до 2020 года. Это конечно не маловажно, однако меркнет перед сверхзадачей удержания под контролем финансовых и инвестиционных потоков, основная масса которых придется на период с 2015 по 2018 год, причем независимо от общеэкономической ситуации в стране и мире.

Как следствие, в качестве своего рода страховки, в конце 2012 года состоялось назначение Дмитрия Сватковского на должность заместителя губернатора по социальным вопросам. Эта позиция во властной иерархии позволяет ему рассматриваться в качестве наиболее вероятного преемника В.П. Шанцева вне зависимости от будущей процедуры смены высшего должностного лица региона.

NewsNN: Какие ещё есть варианты развития событий с выборами?

А.С.: Наименее вероятный сценарий – 2014 год. В этом случае фактически на 80% реализуются все негативные возможности для команды действующего губернатора, в то время как видимых преимуществ, в сравнении с 2013 или 2015 годами попросту нет. Более того, подобный сценарий, возможно, станет самым негативным. Хотя бы потому, что соответствующее решение менее чем за год до официального момента истечения полномочий В.П. Шанцева может оказаться «сигналом» из тех, что не принято игнорировать.

И последнее. В тексте неоднократно встречалась вполне конкретная дата – 2018 год – формально никак не связанная с региональными политическими процессами. Может оказаться так, что и в реальности эта дата – время 100% готовности региона и областного центра к приему чемпионата мира по футболу – окажется вне местной политики. Современное финансовое состояние области, параметры бюджета и другие условия, предполагают абсолютную зависимость Нижегородской области от внешних инвесторов в данном вопросе. В результате, если вспомнить «классическую» точку зрения на политику как концентрацию экономических интересов, может оказаться так, что в ближайшее время регион окажется под «внешним управлением» федерального центра, когда границы самостоятельных действий региональных политических игроков будут определяться и жестко контролироваться из Москвы. В этом случае, возобновление «дела Булавинова», а особенно уровень его освещения федеральными СМИ, может оказаться первой «ласточкой», а точнее «тонким» намеком остальным региональным политическим акторам на то, кто теперь «в доме хозяин».

"