Posted 30 ноября 2021,, 07:01

Published 30 ноября 2021,, 07:01

Modified 3 ноября 2022,, 19:12

Updated 3 ноября 2022,, 19:12

«Страшно работать»: почему на заводе им. Свердлова не прекращается череда ЧП

30 ноября 2021, 07:01
Страшные происшествия одно за другим происходят на дзержинском заводе им. Свердлова. Несмотря на человеческие жертвы и огромный ущерб, руководство завода выходит сухим из воды. Сотрудникам предприятия уже страшно работать в таких условиях. Почему завод наплевал на безопасность — в материале NewsNN.

Как на пороховой бочке

Самое крупное ЧП на заводе им. Свердлова случилось 31 августа 2018 года. Тогда рабочие перекладывали противопехотные мины из старых ящиков в новые. Всего было 27 тысяч боеприпасов, их планировали отправить на полигон для утилизации. Но внезапно три мины взорвались, после чего огонь охватил 80 кв. м.

В результате инцидента шесть человек погибли, еще шесть — получили ранения. Имущественный ущерб завода составил 48 млн рублей. По факту взрывов возбудили уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах». Обвиняемой оказалась Людмила Кобзева, которая отвечала за транспортировку мин. Спустя три года дело рассмотрели в суде, но вместо оглашения приговора судья вернул его прокуратуре, так как расследование велось с нарушениями.

После этого мощного взрыва на предприятии была череда мелких ЧП. То на подъездных железнодорожных путях произошел сход цистерны, то от хлопка обрушилась стена. 16 июля 2021 года на заводе снова прогремел взрыв — в одном из цехов разгерметизировалась емкость с ацетоном. Двое мужчин и женщина пострадали. Установлено, что причиной ЧП стали неправильные действия персонала. Виновные были привлечены к административной ответственности.

На этом череда происшествий не закончилась. В субботу, 27 ноября, снова прогремели взрывы. После хлопков начался пожар, площадь которого составила 55 кв. м. Пострадали две женщины. Одна из них сейчас находится в ожоговом центре университетской клиники ПИМУ.

Как сообщил источник «Интерфакса», приоритетными версиями ЧП считаются нарушение технологического процесса в цехе по производству ацетона и неисправность оборудования. Однако официальных комментариев по этому поводу пока нет.

По факту инцидента завели уголовное дело по статье «Нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов». Также проводится прокурорская проверка. При этом руководство предприятия утверждает, что техника безопасности не была нарушена. «Работы проводились согласно технологическому регламенту», — отметил заместитель гендиректора завода им. Свердлова Олег Корпатенков. Как в таком случае произошел взрыв — непонятно. Ответа на этот вопрос у руководства предприятия пока нет.

NewsNN направил запрос на завод им. Свердлова, чтобы узнать подробности и последствия произошедших взрывов. Но на момент публикации ответ не поступил.

«Бардак никогда не закончится»

На заводе им. Свердлова выполняются сложные операции. Люди работают с взрывчатыми веществами. Однако происходящие ЧП — это не норма, и их можно было бы избежать при соблюдении техники безопасности. Казалось, что с увольнением Вадима Рыбина с поста гендиректора предприятия в июне 2020 года, ситуация могла бы измениться в лучшую сторону, но этого не случилось.

Завод возглавил экс-депутат думы Дзержинска Юрий Шумский. Однако, по словам сотрудников предприятия, общее состояние предприятия наоборот пришло в упадок. «Сейчас Шумский просто банкротит завод! Это прямо видно. Например, закрывают производства, которые приносили огромную прибыль», — рассказал NewsNN работник завода им. Свердлова Антон Козлов (имя и фамилия изменены по просьбе героя, — прим. ред.).

Вдобавок к этому мужчина пожаловался, что все отгрузки срываются из-за неготовности сырья. «Все договоры просрочены, а новые еще не заключены. И вряд ли будут заключаться. Только приказы выходят один за другим — лишать работников за все и отбирать все надбавки. Профсоюз не защищает людей, председатель купленный», — убежден Козлов.

Все это влияет на настрой работников, и, конечно, на соблюдение техники безопасности. К сожалению, после летнего ЧП улучшений не произошло. «Ничего не изменилось. Людям страшно работать после всего этого. Но что делать, работы в городе вообще нет. Этот бардак никогда не закончится, потому что одна гонка — сделать быстрей план и закрыть год», — отметил сотрудник завода.

По его данным, в каждом подразделении есть специалист по охране труда, который должен создавать безопасные условия для работников. «Их прямая обязанность останавливать этот бардак, но зачастую просто не хватает рук и времени», — сообщил Козлов, добавив, что беседы с сотрудниками на тему техники безопасности не проводились уже давно.

При этом предприниматель и экономист Дмитрий Потапенко отметил в разговоре с NewsNN, что в происходящих катастрофах ни с кого нельзя снимать ответственность — ни с начальства, ни с подчиненных. «Все это — корпоративная культура. Инженер по технике безопасности — лицо подрасстрельное. Это печально, потому что вина руководителей тоже есть», — подчеркнул он.

К сожалению, инструментов давления у сотрудников на начальство не так уж и много. С одной стороны, они могут просто уволиться. С другой, устроить забастовку. «Если ты уйдешь, то своим умом и трудом голосуешь против системы. Но никто не отменял забастовку. Хотя этим инструментом надо уметь пользоваться», — добавил Потапенко.

Есть ли толк от проверок?

ЧП на заводе им. Свердлова происходят, несмотря на многочисленные проверки Ростехнадзора. Только за текущий год специалисты выявили более 70 нарушений. Например, на предприятии не обеспечивались в полной мере требования промышленной безопасности, не вели учет взрывчатых веществ и их составов, а на заводском складе нет внутренних дверей.

Кроме того, завод часто проверяют сотрудники нижегородского МЧС. Они нашли за текущий год минимум 160 нарушений. Например, предприятие не в полном объеме было оборудовано пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре. Однако Потапенко убежден, что проверки не помогают сделать предприятие безопаснее.

«Это беспонтовая история. В нашем менталитете, что главное — это много проверять. Тупиковая ветвь развития логики. Это не спасает. Проверяющих у нас очень много. А бардака все больше и больше. Не существует проверяющего, который не будет брать взятки. Воруют не люди, ворует система. Так и будем бегать по этому кругу. Даже мера по приостановке деятельности завода не будет работать. Ее же применяет какой-нибудь чиновник», — подчеркнул эксперт.

"