Posted 11 января 2018,, 08:45

Published 11 января 2018,, 08:45

Modified 3 ноября 2022,, 16:59

Updated 3 ноября 2022,, 16:59

Человеческий фактор или техника: что стало причиной громкого ДТП в Москве

11 января 2018, 08:45
25 декабря в Москве пассажирский автобус заехал в подземный переход у станции метро «Славянский бульвар». Пострадали 15 человек, еще пятеро — погибли. NewsNN рассказывает, как эта трагедия связана с Нижним Новгородом и автозаводом ГАЗ.

Громкое ДТП произошло в 15.00. Рейсовый автобус компании «Мострансавто» направлялся в Сколково, но по неизвестной причине съехал с проезжей части Кутузовского проспекта и на большой скорости двинулся в сторону подземного перехода. Машина по лестнице заехала в переход и остановилась после удара о потолок сооружения. Под колеса попали более 20 человек. Большинство из них получили тяжёлые ранения. Четверо погибли на месте. Данные о смерти пятого появились спустя час после ДТП.

По словам источника информагентства РИА Новости, версию о теракте исключили сразу. В первые минуты после страшного ДТП СМИ со ссылкой на собеседников сообщали о двух предварительных версиях случившегося — технической неисправности автобуса (отказ тормозов), либо неспособность водителя справиться с управлением. Позже ГУ МВД Москвы официально подтвердило наличие двух версий.

Ехавший в автобусе пассажир рассказал корреспонденту телеканала «Дождь», что машина была полупустой. «Водитель даже в шоке не был, спокойно вышел и говорит, что не справился с управлением. И ходил вокруг автобуса, даже людям не помогал», — сказал он.

58-летнего Виктора Тихонова, водителя злополучного автобуса, задержали в день аварии. Он — сотрудник «Мострансавто». Этому подмосковному перевозчику принадлежит попавшая в ДТП машина. «Мострансавто» охарактеризовал Тихонова с положительной стороны. Мужчина работает в пассажирских перевозках 30 лет. «Утром перед выходом на маршрут прошел, как всегда, медицинский осмотр. Был трезв», — заявили в компании.

Мужчина настаивает на версии неисправности транспортного средства. По данным телеканала «ТВЦ», Тихонов хотел немного проехать вперед, чтобы освободить место для другого автобуса. Он якобы снял машину с ручного тормоза, и она поехала. Коробка передач – автоматическая. Остановить автобус водитель не смог.

Выехавший на место мэр Москвы Сергей Собянин велел проверить весь автобусный парк. Управление Следственного комитета по Москве возбудило дело по ч.2 ст. 283 УК РФ и ст. 264 УК РФ («оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств»). Минтранс заявил об исправности автобуса.

Автобус ЛиАЗ-5292.60 эксплуатировался меньше года — его поставили на учет в ГИБДД за 9 месяцев до ДТП. Его собрали на Ликинском автобусном заводе в Подмосковье. Минтранс заявил о его исправности. Однако Life опубликовал результаты ноябрьской проверки автобусного парка, подписанные старшим инспектором ГИБДД по Московской области. Согласно данным портала, «Мострансавто» отправляло в рейсы не до конца укомплектованные и незаконно переоборудованные автобусы. У одного из ЛиАЗов была неисправна тормозная система.

ЛиАЗ-5292 на заводе выпускают с 2004 года. Модифицированный ЛиАЗ-5292.60 оснащен двигателем ЯМЗ-536111 — собственной разработкой ОАО «Автодизель», входящего в группу ГАЗ. ЛиАЗ-5292.60 стал одной из первых моделей с данным двигателем (рядная «шестерка») в линейке Ликинского автобусного завода. Модификация предусматривает наличие автоматической коробки передач EcoLife 6AP1400B.

Это не первый инцидент с автобусом ЛиАЗ-5292.60, находящимся на балансе «Мострансавто». 4 сентября 2017 года «Инфопортал Зеленограда» сообщил, что в Зеленограде машина перевозчика выехала на тротуар и протаранила торговый павильон с цветами. Водителя внутри автобуса не было, он пришел к месту ДТП, когда машина уже смяла дверь павильона. 8 апреля 2016 года в аварию с теми же обстоятельствами попал рейсовый ЛиАЗ. Его водитель забыл поставить машину на ручной тормоз.

В ноябре 2011 года в Красноярске маршрутный ЛиАЗ протаранил железный забор у дороги и свалил опору ЛЭП. Водитель получил тяжелые травмы, передает красноярская газета «Городские новости». Он сообщил, что у автобуса отказало рулевое управление.

24 июня 2015 года на трассе Тюмень — Омск КАМАЗ, груженый кирпичом, столкнулся с ЛиАЗом, перевозившем сотрудников местной птицефабрики. Оба водителя и 14 пассажиров погибли. Автобус вылетел навстречу грузовику. «Комсомольская правда» сообщала, что экспертиза не подтвердила неисправность ЛиАЗа. По версии следствия, водитель перерабатывал, температура в автобусе на момент аварии достигала свыше 30 градусов жары. Однако Юрий Кох, водивший этот ЛиАЗ, рассказал изданию, что у автобусов данной марки «слабая реактивная тяга, которая держит передние колеса». Механикам приходилось порядка 10 раз переваривать тягу машины, попавшей в ДТП.

«Год назад на этом же автобусе у меня уже была похожая авария. Ехал с железнодорожного вокзала - и раз! Тягу оборвало, понесло на встречку. Спасло то, что двигался со скоростью всего 40 км/час. Удержал машину. Так что, как бы страшно ни звучало, к этой жуткой аварии все и шло. Все закономерно», — сказал Кох.

2 августа 2016 года в Нижнем Новгороде на проспекте Ленина ЛиАЗ снес остановку, протаранил маршрутку и автомобиль Lada Kalina. В момент аварии в автобусе находились 20 пассажиров. В качестве предварительной причины называли неисправность машины. Спустя 7 дней маршрутный ЛиАЗ с пассажирами влетел в столб. Авария произошла на Соромовском повороте. Тогда еще и.о. директора МП «Нижегородпассажиравтотранс» Дмитрий Цыганков заявил, что всему виной «человеческий фактор». Экспертиза первого ЛиАЗа показала, что тормозная система была исправна.

В «Группе ГАЗ» прокомментировали эти аварии. В компании отметили, что по итогам изучения состояния автобуса, который заехал в пешеходный переход в конце декабря в Москве в районе метро «Славянский бульвар» предварительные выводы Следственного комитета РФ показывают, что автобус был исправен.

По словам собеседника агентства, независимо от обстоятельств любой аварии самопроизвольное движение автобуса без предварительного воздействия на органы управления со стороны водителя полностью исключено.

«Надо понимать, что городские автобусы – не беспилотники. Системами автобуса, которые приводят его в движение, управляет водитель. Без включения кнопки хода и снятия КПП с нейтрального положения автобус произвольно не тронется, без воздействия на педаль акселератора автобус не будет ускоряться. Кроме того, в автобусах предусмотрена многоуровневая система защиты от ошибок водителя. Так, коробка передач имеет несколько степеней защиты от произвольного включения – например, если водитель случайно оставил коробку в режиме «Драйв» и запустил двигатель, но не закрыл двери – автобус не поедет при открытых дверях: блок управления коробкой передач автоматически переведет ее в нейтральное положение», - рассказали в пресс-службе компании.

«То же самое и с тормозной системой – в автобусе ЛиАЗ предусмотрена система торможения с несколькими уровнями резервирования и несколько способов торможения, которые гарантированно остановят автобус. Кроме того, автобус оборудован специальной кнопкой для обесточивания автобуса. В случае экстренной ситуации водителю потребуется не более двух секунд для нажатия на нее», - добавили в Группе ГАЗ.

В 2005 году Ликинский автобусный завод входит в нижегородскую группу «ГАЗ» Олега Дерипаски. Она объединяет 13 производственных предприятий в восьми регионах России, а также сбытовые и сервисные организации. Этой же компании принадлежит Горьковский автомобильный завод (ГАЗ), где президент России Владимир Путин заявил о выдвижении на предстоящих выборах.

Группа «ГАЗ» разделена на 5 дивизионов. Один из них специализируется на разработке и изготовлении автобусов. В данный дивизион, помимо Ликинского автобусного завода, входят еще три предприятия. Им руководит Владимир Демидов.

Должность президента группы «ГАЗ» с 2013 года занимает Вадим Сорокин. Он получил образование в Горьковском политехническом институте (специальность — «технология станкостроения») и Гарварде (специальность — «мастерство управления»). Свою карьеру Сорокин начинал с должности техника-конструктора, а затем получил 31 патент и был признан лучшим изобретателем Нижегородской области.

По мнению группы «ГАЗ», в массовом ДТП с пешеходами в Москве мог быть виновен водитель. Согласно официальному комментарию, ЛиАЗ-5292.60 оснащен оснащают сертифицированной пневматической двухконтурной тормозной системой Wabco или Knorr-Bremse с ABS с двумя уровнями резервирования при отказе.

По предварительным данным, в начале движения колеса автобуса были резко вывернуты. «При этом можно предположить, что с большой долей вероятности водителем не была задействована ни одна из перечисленных тормозных систем автобуса, не говоря о простой возможности торможения двигателем, в противном случае автобус бы гарантированно остановился», — говорится в сообщении.

Позже версия о человеческом факторе подтвердилась в сообщении следственного комитета РФ. «Следствием были получены достаточные данные, свидетельствующие об исправности автобуса. В связи с этим управлявший им водитель Виктор Тихонов задержан. Ему предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч.5 ст.264 УК РФ (нарушение лицом, управляющим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее смерть двух и более лиц)», - сообщается на сайте СК РФ.

Однако 29 декабря 2017 года в Москве произошло еще одно резонансное ДТП с участием автобуса Голицинского автобусного завода. Он также находится под контролем группы «ГАЗ».

ГОЛАЗ-6228 снес автобусную остановку на ул. Сходненская. «Я услышал звук, как будто автобус разгоняется, через секунду запах паленой резины. Автобус врезался в остановку, у него еще крутились передние колеса», — цитирует «Российская газета» очевидца. Специалисты «Группы ГАЗ» изучили обстоятельства происшествия и рассказали, что наезд на остановку был допущен при попытке водителя уйти от столкновения с другим транспортным средством. Также в компании добавили, что автобус проходил регулярное плановое обслуживание в официальных сервисных центрах, нареканий к тормозной системе и другим ключевым узлам и агрегатам машины не зафиксировано.

"