Posted 31 мая 2018,, 11:39

Published 31 мая 2018,, 11:39

Modified 3 ноября 2022,, 17:18

Updated 3 ноября 2022,, 17:18

В Нижегородской области занялись разработкой беспилотников

31 мая 2018, 11:39
В российском небе сегодня может находиться около 2,5 тыс.беспилотников. Их используют для пожарной безопасности лесов, поиска пропавших людей, наблюдения за посевами: вариантов масса. Пока нижегородские госструктуры пользуются иностранными беспилотниками, но в регионе уже разрабатывают такие аппараты.

По оценкам Ассоциации эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем (АЭРБАС) и участников рынка, рынок беспилотных авиационных систем в России в 2017 году составил около 10 млрд рублей. Из них примерно на 1 млрд рублей было приобретено легких дронов. Поставки машин в средней весовой категории составляют еще 1,5 млрд рублей. Самую большую часть рынка приходится на услуги (7,5 млрд рублей): данные, полученные беспилотником в полете.

Президент ТПП Сергей Катырин отмечает, что рынок беспилотников изменился кардинально: за последние 2 года площадь и протяженность исследуемых объектов в России (леса, земельные участки, газо- и нефтепроводы, электропередач) увеличились в 10 раз. А число заявок, подаваемых для получения разрешений на полеты, возросло в 8 раз. Подготовка к запуску летательного аппарата у профессионалов занимает не более 15 минут. Скорость полета составляет до 120 км/ч, время полета - до 4 часов, вес вместе с полезной нагрузкой - до 10 кг.

Совладелец компании «Финко» Максим Шинкевич говорит, что стоимость комплекса для аэрофотосъемки составляет от 1,5 млн рублей. Стоимость аналогичного комплекса для видеонаблюдения из 2 самолетов и набора полезных нагрузок, с шифрованием, видеопередатчиками, дополнительными функциями работы без системы спутниковой навигации – около 15-18 млн рублей. На производство и продажу беспилотников приходится 2/3 из полуторамиллиардной выручки «Финко». Остальные деньги получены за осмотр объектов нефтяных и газовых компаний.

Коммерческий директор компании «Авиационные роботы» Евгений Тарасенко говорит, что заказчиков интересует, например, контроль лесов, движение строительной техники без тентов, разработка незаконных карьеров. Там, где человеку нужно полтора года, беспилотник справится за пару месяцев с точностью до нескольких десятков сантиметров.

В собственности подразделений ГУ МЧС России по Нижегородской области находиться 22 беспилотных летательных аппарата иностранного производства, рассказали в пресс-службе ведомства. Они используются для обнаружения лесных пожаров, мониторинга ледовой, паводковой обстановки, проведения инженерной разведки районов наводнений, мониторинга состояния транспортных магистралей, нефте- и газопроводов, линий электропередач и других объектов. Также с их помощью проводится экомониторинг водных акваторий и береговой линии, определяются точные координаты районов ЧС и пострадавших объектов. В собственности госучреждения «Нижегородский лесопожарный центр» есть один беспилотник китайского производства, сообщили в департаменте лесхоза Нижегородской области. Его купили в прошлом году, и будут использовать в этом для обнаружения и разведки лесных пожаров.

По данным министерства промышленности Нижегородской области, в регионе лишь одно предприятие разрабатывает беспилотники – ОАО «Рикор Электроникс» (Арзамас). Предприятие уже второй работает над созданием опытного образца беспилотного летального аппарата с вертикальным взлетом и посадкой - конвертопланом, рассказали на предприятии. По словам представителя «Рикор Электроникс», пока в России таких аппаратов нет: используются беспилотники с катапультным взлетом и парашютной посадкой. Арзамасский завод уже представил свой образец на ряде выставок, но нужна доработка полного беспилотного комплекса: видео-связь, станция управления, антенная часть.

Как отметили на предприятии, основные преимущества такого беспилотника – возможность взлета с любой точки и возвращение на место взлета, меньшее число людей при обслуживании из-за отсутствия катапультных устройств. Диапазон использования этих беспилотников велик: мониторинг нефтегазовых проектов, наблюдение в лесах (обнаружение пожаров, подсчет дикий зверей), сельское хозяйство (наблюдение за посевами). Но, несмотря на перспективность направления сбора данных о состоянии плодородных земель, пока дроны фермерам не интересны. Одна из причин - весь снятый беспилотником материал считается секретным, и его должны просмотреть спецслужбы, а на проверку порой уходят недели.

«Аграрию нужна моментально информация, — говорит Катырин. — Вот сегодня взошли посевы. Ему надо посмотреть, как они взошли, есть ли там сорняки, нужно ли обрабатывать химикатами или это делать не стоит. Делать ли это сегодня или лучше подождать какой-то срок. Конечно, тема секретности создает довольно сложные проблемы для тех, кто мог бы пользоваться беспилотниками».

По оценке АЭРБАС, сегодня по 40% гражданского рынка услуг занимают картографирование и анализ протяженных объектов. Еще 18% приходится на поисково-спасательные операции и лишь 2% - на сельское хозяйство. Но к 2020 году структура изменится: за лидирующими сегодня направлениями останется по 15% рынка, которые обойдет сельское хозяйство (20%) и доставка грузов (50%). Ежегодно в России выпускается до 1000 беспилотников среднего класса. Часть из них идет на экспорт: в основном, в Азию, Африку и Латинскую Америку. До четверти поставок на внутренний рынок закрывает питерская компания «Геоскан».

В текущем году «Геоскан» планирует произвести 300 средних машин и 2000 легких дронов. Еще одно новое направление — предоставление беспилотников в аренду тем компаниям, кто хочет работать с этой техникой, но не может ее приобрести. «Мы хотим создать убер беспилотников, — говорит руководитель ГК «Геоскан» Алексей Семенов — Только убер предоставляет один слой: получение и отправление заказов. А мы кроме заказов передаем еще и оборудование — здесь как бы две платформы одновременно работают».

Но чтобы привлечь в сегмент услуг игроков, правила полетов для микроавиации нужно упрощать. Катырин полагает, что к лету 2019 года будут решены вопросы по упрощению режима секретности и процедур получения разрешения на полеты беспилотниками.

"