Posted 30 ноября 2017,, 14:57

Published 30 ноября 2017,, 14:57

Modified 3 ноября 2022,, 17:40

Updated 3 ноября 2022,, 17:40

В этом году ожидается стабилизация российского выставочного рынка

30 ноября 2017, 14:57
Демонстрация товара на выставке - лучшая из форм маркетинга. По оценкам экспертов, товарная экспозиция сокращает цикл продаж на 10-20%, а затраты на реализацию - почти на 40%. На долю России приходится 3% всех выставочных площадей мира. Нашему рынку необходимы серьезные изменения, в том числе, при участии государства.

Российский рынок выставочных услуг сокращается третий год подряд. По данным Российского союза выставок и ярмарок, в 2014 году он составил около 50 млрд рублей, в 2015-м - менее 40 млрд рублей, в 2016-м - лишь 35 млрд рублей. В этом году ожидается стабилизация рынка. Почти половина оборота приходится всего на 4 компании: московские «Экспоцентр» и «Крокус Экспо», российскую дочку британской группы «Ай-Ти-И» и петербургский «Экспофорум».

Ежегодно в России проходит свыше 1,5 тысяч выставок, из них большая часть – строительные смотры, а выставки товаров для дома - самые посещаемые. По площади безоговорочным лидером уже не первый год являются фермеры. По оценкам экспертов, товарная экспозиция на выставке сокращают цикл продаж на 10-20%, а затраты на реализацию - почти на 40%.

Владелец «Крокус групп» Араз Агаларов говорит, что выставочный бизнес вовсе не такой рентабельный, как это кажется со стороны. «За счет большой посещаемости создается ложное ощущение, что здесь гребут лопатой, но это не совсем так», - разъясняет он.

Генеральный директор «Екатеринбург-Экспо» Игорь Данилов добавляет, что заполнить на 100% одними выставками площади выставочного центра невозможно. «Поэтому мы привлекаем сюда концерты, спортивные мероприятия», - рассказывает он.

Президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) России Сергей Катырин называет выставочную деятельность лакмусовой бумажкой состояния экономики. «По тому, как проходят выставки можно судить, как развивается экономика. У нас в 2017 году значительно активизировались деятельность наших российских компаний по всем направлениям, но особенно – наших сельхозпроизводителей», - отмечает он.

В московском регионе сосредоточено две трети выставочных площадей страны. Еще 15% - это доля Санкт-Петербурга. На всю остальную Россию приходится лишь пятая часть. Белым пятном на нашей выставочной карте сияет Дальний Восток.

Генеральный директор «Экспоцентра» Сергей Беднов отмечает, что без создания выставочной инфраструктуры привлечение инвестиций в регион невозможно, а проводить серьезные выставки в кинотеатрах и на стадионах нельзя.

Крупных современных комплексов, способных принять мероприятие любого плана, в стране не много. Руководитель союза молодых профессионалов Роберт Уразов называет 2 площадки в Московском регионе, по одной в Санкт-Петербурге, Краснодаре, Новосибирске и Екатеринбурге.

Выставочный центр «Екатеринбург-Экспо» еще строится. Уже сданы выставочные площади на 50 тысяч кв. м и соединяющие павильоны. Следующий этап – это строительство конгресс-центра на 4,5 тысячи мест и благоустройство прилегающей территории. Средства на проект выделили акционеры, правительство Свердловской области. Еще 30% составили кредиты. Расчетный срок окупаемости вложений – около 15 лет.

«Построить огромный комплекс и считать, что он завтра будет заполнен - это утопия, - говорит Катырин. - Выставочная отрасль очень консервативная. Выставки, которые проходят, в подавляющем большинстве являются выставками периодического характера, о них знает весь мир или вся страна. И тогда они, как правило, более успешны».

«Крокус Экспо» - единственный из крупных игроков российского рынка, кто сосредоточился не на проведении выставок, а на сдаче в аренду площадей. В прошлом году такая бизнес-модель принесла империи Агаларова 4 млрд рублей выручки. Затраты на выставочный центр составили 1 млрд рублей. Но вся полученная прибыль пошла на обслуживание инвесткредитов. В строительство павильонов «Крокус Экспо» вложен почти 1 млрд долларов, и все равно он испытывает проблемы с заполняемостью: самому большому в России выставочному комплексу не хватает гостиниц.

«ЭкспоцЕнтр» не испытывает недостатка в гостиницах. В прошлом году его выручка приблизилась к 6 млрд рублей. По словам Беднова, при организации выставок господдержка нужна предпринимателям, чтобы создавать финансовые и экономические условия для участия в выставках и показа продукции.

В России есть региональные программы помощи участникам выставок. Чаще всего они компенсируют часть затрат на логистику или аренду площадей. Ряд регионов готовит к выставкам единую делегацию из нескольких компаний и оплачивает им участие. С 2014 года действует концепция развития отрасли. Она предполагает принятие закона о выставочно-ярмарочной деятельности.

Катырин говорит, что необходимо решать вопросы выставочной деятельности. «Это организация подготовки и финансирования выставок, кто и каким образом может и должен поддерживать выставочную деятельность», - объясняет он. В частности, глава ТПП обращает внимание на налогообложение: сегодня многие комплексы облагаются налогом как торговые площади, хотя по отдаче торговые и выставочные площади совершенно разные.

Пятая часть выставочных площадей мира приходится на США, 15% - на Китай, 10% - на Германию. Доля России составляет всего 3%. Нашему рынку необходимы серьезные изменения, в том числе, при участии государства.

"