Posted 29 мая 2018,, 12:40

Published 29 мая 2018,, 12:40

Modified 3 ноября 2022,, 17:14

Updated 3 ноября 2022,, 17:14

В Нижегородской области мелкие поставщики не идут в сетевые магазины

29 мая 2018, 12:40
Малые предприниматели и фермеры региона жалуются, что им практически невозможно пробиться в крупные торговые сети. При этом последние, в частности, сеть «Лента», утверждают, что доля местных производителей достигает 50%. Однако это — крупные производители, а количество субъектов МСП в регионе сокращается.

По данным Росстата, на протяжении последних нескольких лет количество малых предприятий в области сокращается. Если в 2013 году их насчитывалось 6,9 тысяч (без учета микробизнеса), то в 2017 году – 6,5 тысяч. Производители пищевой продукции отмечают: попасть в крупные торговые сети трудно.

Даже фермеры из граничащего с областным центром района — Богородского — редко становятся поставщиками крупных торговых сетей, таких, например, как «Лента», которая работает в регионе с 2007 года и декларирует, что доля местных производителей у нее достигает 50%. Однако следует понимать, что, в любом случае, речь идет о продукции крупных предприятий. Малому бизнесу пробиться на прилавки той же «Ленты» трудно.

Руководитель малого предприятия «Лакша» (Богородский район) Андрей Скобликов говорит, что производители, подобные ему, не могут обеспечить круглогодичные поставки своей продукции в сети. «Картофель и овощи на наших складах есть, максимум, до апреля, и мы были бы вынуждены закупать эту продукцию, чтобы оставаться поставщиком сетей», — сообщил он. Поэтому «Лакша» продает свою продукцию оптовикам, которые сами являются поставщиками сетей магазинов. Молоко небольшие предприятия «Лакша» и «Каменское» (тоже расположенное в Богородском районе) поставляют сразу на молокозаводы, а не в сетевые магазины.

Гендиректор ООО «СТЭК» (Богородский район) Федор Мещанкин отметил коррупционную составляющую. По его словам, федеральные сети раз в две недели проводят торги на закупку продукции. Однако победа в этих торгах вовсе не дает гарантированного приема продукции: ее могут забраковать при приемке на распределительных центрах, придравшись, как он утверждает, к мелочам. По словам Мещанкина, чаще всего этот вопрос решается взяткой. Поэтому его предприятие отказалось от сотрудничества с сетями и самостоятельно развивает реализацию: через овощные сертификаты, продажу продукции оптовикам и через интернет.

Как сообщили NewsNN в пресс-службе «Ленты», за время присутствия в регионе были установлены долгосрочные отношения с более 40 местных поставщиков. И сегодня доля местного ассортимента в четырех нижегородских гипермаркетах «Лента» достигает почти 50% в зависимости от категории. Наибольшие показатели доли местных поставщиков в категории хлеб и хлебобулочные изделия, рыбная продукция.

По данным министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области, доля у «Ленты» по ряду товаров даже больше. «В среднем, доля товаров нижегородского производства от общего объема всех продовольственных товаров, реализуемых в сети магазинов «Лента» составляет 30%, — сообщили в министерстве. — Наибольшую долю среди 22 социально значимых продуктов питания составляют капуста – 88%, молоко – 83%, яйца куриные – 80%, хлеб ржано-пшеничный – 71%». При этом в «Ленте» отмечают, что заинтересованы в дальнейшем расширении сотрудничества с местными поставщиками, в частности по фермерской продукции малых производителей, молочной продукции, рыбе.

Член совета НРО «Опоры России», руководитель комитета по розничной торговле НРО Ирина Войнова говорит, что сети магазинов берут большой объем товара, чтобы представить его во всех магазинах, предъявляют к товару ряд требований: большой срок годности, определенный уровень упаковки, штрих-кодирование. Основными критериями при отборе поставщиков в «Ленте» называют соответствие товара, его упаковки и маркировки законодательству РФ и Таможенного союза, стабильное качество, готовность к ритмичным поставкам определенного объема продукции и доступная цена.

«Не каждый мелкий производитель может в несколько раз увеличить мощности для выпуска больших объемов и выполнить предъявляемые требования, — поясняет она. — В результате поставщиками сетей магазинов чаще всего становятся крупные игроки, а мелким поставщикам остается продавать свою продукцию в несетевых магазинах и на ярмарках выходного дня. А поскольку последних вытесняют федеральные сети, сокращается и число представителей малого бизнеса».

"