Posted 20 августа 2020,, 07:56

Published 20 августа 2020,, 07:56

Modified 3 ноября 2022,, 18:34

Updated 3 ноября 2022,, 18:34

Эксперты предупреждают о «подводных камнях» акций в магазинах после карантина

20 августа 2020, 07:56
В связи с пандемией коронавируса многие магазины были вынуждены приостановить работу, из-за чего понесли убытки. Сейчас, возвращаясь с карантина, они устраивают различные акции. Однако эксперты предупреждают о возможном введении в заблуждение покупателей. Подробнее — в материале NewsNN.

По словам аналитика ГК «Финам» Алексея Коренева, акции и распродажи проводятся в магазинах для увеличения оборота и формирования пула постоянных покупателей. Часто продаются товары, у которых истекает срок годности и магазину нужно их реализовать. Это выгоднее, чем выбрасывать их, говорит эксперт.

При этом добросовестный ритейлер никогда не будет обманывать своего покупателя, а вот недобросовестные продавцы могут, например, не указать сведения о том, что срок годности у товара истекает.

Директор «Центра современной психологии» Андрей Гагаев также отмечает, что шопоголики зависимы от распродаж. Они не обращают внимание на изначальную стоимость товара, их интересует лишь размер скидки.

«Распродажи — это очень часто одно название, а на деле — просто манипуляция. При этом зачастую цена не меняется, либо первоначальная была завышена настолько, что можно спокойно скинуть 50% и при этом еще и заработать», — поясняет Гагаев.

На данный момент ситуация обостряется пандемией коронавируса, из-за которой многие магазины были вынуждены приостановить работу и потеряли прибыль. В связи с этим сейчас они применяют все более изощренные инструменты стимулирования сбыта, уверена доктор экономических наук, заведующая кафедрой торгового дела ННГУ им. Лобачевского Ольга Чкалова.

«Есть ряд приемов, которые имеют под собой психологическую природу, стимулируют к покупке, ориентируясь в большей степени на эмоции или специфику ситуации, в которой осуществляется покупка. Фактически значительной экономической выгоды они для покупателя могут или не приносить, или наоборот — приводить к росту расходов на покупки, осуществлению спонтанных покупок, которые не являются необходимыми для потребителя и носят нерациональный характер», — отметила она.

Чкалова также рассказала о наиболее популярных приемах обмана покупателя:

  1. Метод неокругленной цены. Например, установленная цена 25 990 рублей психологически может восприниматься покупателем как близкая не к 26 000 рублей, а к 25 000 рублей. Особенно велика разница в восприятии при невысокой изначальной стоимости.

  1. Товар со скидкой. Например, продается товар со скидкой 50%. При этом на ценнике указана изначальная цена, которая значительно выше среднерыночной. На деле же реальная выгода может не превышать 10% от среднерыночной цены. Продавец также может указать, что скидка действует всего несколько часов или дней. Это заставит вас быстрее сделать «правильный» выбор, не изучив более дешевые аналоги.

  1. Уцененка. Под видом скидки вам вполне могут «втюхать» уцененный товар, не указав это на ценнике. Может также продаваться товар с повреждениями, с истекающим сроком годности. Продавец обязан известить об этом покупателя, при этом нечистоплотный продавец может «забыть» это сделать.

  1. Скидка с переплатой. Один товар может продаваться со значительной скидкой, но вам обязательно постараются продать что-нибудь еще, но уже по завышенной цене. Например, вы купили ботинки за 3000 рублей со скидкой 10%, то есть вам уступили 300 рублей. При этом продавец настоятельно порекомендует купить хороший крем для обуви за 250 рублей, тогда как красная цена ему - 100 рублей. В результате реальная скидка составит только 150 рублей или 5%. Иногда переплата по дополнительному товару может значительно перекрывать предоставленный дисконт.

  1. Покупка дополнительных товаров. Продавец может умышленно завышать цену на один товар в линейке, чтобы привлечь внимание к продукту со среднерыночной ценой. На фоне других, более дорогих товаров, он будет выглядеть привлекательно для покупателя. Важную роль при этом будет играть фактор времени. Например, у вас на носу свадьба, день рождения, ремонт или другие события. При этом времени на долгие хождения по магазинам нет, и вы решаете купить все товары в одном месте. Тогда вы купите вещь, которая стоит дешевле, но сопутствующие товары вам продадут дороже среднерыночной цены. Так продавец компенсирует скидку с лихвой.

  1. Два по цене одного. Иногда магазины предлагают бесплатный товар при покупке определенного количества товаров за полную стоимость. Но в таком предложении могут быть нюансы:

— завышенная цена на товары, если купить их за полную стоимость;

— «бесплатный» товар дешевле, чем переплата за завышенную полную стоимость;

— цена товара, который предлагается бесплатно, как правило, не дороже самого дешевого товара, купленного за полную стоимость.

  1. Ценник. Стоимость товара на ценнике может и не совпасть при оплате на кассе. Внимательно проверяйте чек и требуйте продажи товара по сумме, обозначенной на ценнике.

  1. Блогеры. Продавец товаров может заключать соглашения с группами влияния на покупателей. Например, это могут быть блогеры, которые подогревают спрос на конкретный товар. Но когда вы придете в магазин, то можете обнаружить, что реальная цена товара выше той, которую озвучил блогер. Но вы уже настроились на покупку или пообещали кому-то подарить эту вещь, и теперь точно заплатите более высокую цену по сравнению с аналогами.

При этом заместитель начальника отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Нижегородской области Эльмира Горюнова отмечает, что особенно внимательными нужно быть при покупке товаров через интернет. По ее словам, на онлайн-продажи приходится максимальное количество жалоб нижегородцев.

Следует помнить, что привлечь недобросовестных интернет-продавцов к ответственности зачастую невозможно, так как многие из них находятся за рубежом.

«Чаще всего потребителей завлекает низкая цена на представленный товар, либо возможность приобретения нескольких товаров по одной цене. Если вы нашли объявление или магазин, предлагающий товары по ценам существенно ниже рыночных, имейте в виду, что мошенники часто используют данный прием для привлечения жертв», — предупреждает Горюнова.

Стоит насторожиться и в том случае, если продавцы слишком навязчивы, торопят вас с заказом и оплатой. Они могут говорить, что если не купить вещь сейчас, то она подорожает или потом ее вообще не будет. В таком случае Роспотребнадзор советует проверить цену на товар со скидкой у других продавцов. Он мог «неожиданно подорожать» перед акцией и со скидкой стоит столько же, сколько и раньше.

Кроме того, если товар стоит слишком дешево, возможно это фальсифицированная или контрафактная продукция, говорит Горюнова. В этом случае необходимо запросить у продавца сведения о том, что вещь отвечает всем требованиям, безопасна для жизни, здоровья покупателя и окружающей среды.

Эксперт также советует убедиться, что продавец не прячет информацию о себе. На сайте или в приложении должно быть указано фирменное наименование продавца, адрес, режим работы, ОГРН для юрлиц, фамилия, имя, отчество (при наличии) и ОГРНИП для индивидуальных предпринимателей.

"