Posted 15 марта 2019,, 14:15

Published 15 марта 2019,, 14:15

Modified 3 ноября 2022,, 18:21

Updated 3 ноября 2022,, 18:21

Российские товары в торговых сетях: удалось ли заменить импортные продукты?

15 марта 2019, 14:15
В 2019 году прошло пять лет после начала санкций и введения запрета на ввоз заграничных товаров. За это время доля импорта в товарообороте России сократилась на 10 п.п.

Крупнейшие торговые сети говорят о том, что на их полках 90% продукции принадлежит российским производителям. Эксперты и игроки рынка, в свою очередь, уверены: продуктовое эмбарго открыло новые возможности для местных компаний и ритейлеры стали лояльнее относиться к мелким поставщикам.

Доля отечественных продуктов растет

После ввода ограничений на ввоз импортных продуктов российские ритейлеры начали увеличивать долю местных поставщиков на своих полках, тем самым сокращая логистические издержки и сдерживая рост цен на продукты. Так, по данным Росстата, доля импорта в розничной торговле страны по итогам 2018 года составила 24%. Для сравнения, ещё в 2014 году, когда только ввели продуктовое эмбарго, этот показатель был на уровне 34%.

Сократился также и объём импортируемых товаров из стран дальнего зарубежья. Если в 2014 году Россия закупала на 687 млрд долларов, то в 2018 товарооборот упал до 212 млрд долларов.

Сокращение доли иностранных продуктов в ассортиментной политике своих магазинов подтверждает и российская компания X5 Retail Group («Пятёрочка», «Перекрёсток» и «Карусель»). По их данным, в 2018 году доля отечественной продукции в сетях Х5 составила более 90%. При этом, до 30% этой продукции произведены местными компаниями. Кроме того, в течение 2018 года российский ритейлер начал сотрудничать с 1 312 российскими поставщиками из 67 регионов семи федеральных округов. По сравнению с 2017 годом количество новых партнёров увеличилось практически в полтора раза. Как сообщают в компании, в основном новыми партнерами стали производители «свежих» категорий: молочной и мясной гастрономии, рыбной продукции, сыров, овощей и фруктов, а также бакалее и других.

Отметим, что в ассортиментной линейке X5 также значительно увеличилось количество производителей из Приволжского федерального округа: из 183 новых партнёров наибольшую активность проявили производители из Самарской и Нижегородской областей.

Торговые сети заинтересованы в сотрудничестве с малым бизнесом

По данным проводимого нижегородским Минпромом анализа в 2018 году, ориентировочная доля нижегородских производителей в торговых сетях региона составляет 50-60%. За последние два года она значительно не менялась, а, к примеру, в 2008 году она составляла лишь 16%.

Министр промышленности, торговли и инноваций Нижегородской области Максим Черкасов рассказал NewsNN, что в регионе реализуется программа «Покупай нижегородское», благодаря которой на полках крупных магазинов в бОльшем количестве представлены молоко, мясные и хлебобулочные изделия, яйца, овощи местного производства. «На Питерском форуме я встретился с одним федеральным ритейлером. Знаете, какой вопрос он мне задал? «Как Городецкое ЗАО «Молоко» привести в сеть? Мы хотим видеть их продукцию, а они не отвечают на наши запросы». Поэтому некоторым предприятиям, которые создают качественный продукт, в сети попасть очень легко», - говорит Черкасов.

Сейчас промышленное ведомство по поручению Глеба Никитина работает над созданием прозрачного механизма взаимодействия между сетями и производителями. Так, 19 февраля прошла встреча 9 сетей и 18 нижегородских производителей на площадке ТПП Нижегородской области в формате В2В. «Обратная связь по встрече достаточно оптимистичная, и мы планируем такие мероприятия проводить и впредь. Хочу отметить, что сети тоже выразили большую заинтересованность в расширении сотрудничества с местными производителями», - добавляет министр.

Нижегородское готовы продвигать по всей России

Тенденция разворота розничных сетей к отечественному и региональному рынку благоприятно сказывается не только на потребителях, но и на производителях. Помимо того, что каждый россиянин может потреблять продукцию отечественного производства по более низким ценам, растут и экономические показатели местных компаний.

Исполнительный директор нижегородского «Вастэко» (производитель экологически чистых продуктов) Дмитрий Андреев рассказал, что в определённый момент их компания захотела расти и вводить свои продукты здорового питания в массовое потребление и выход на полки магазинов крупнейшей сети страны им в этом помог. «Для того чтобы нам решить вопрос с обеспечением массовости, нам крайне важна была доступность товара конечному потребителю – например, в магазинах «у дома». Естественно, что, в первую очередь, в наше поле зрения попала компания Х5, поскольку она географически широко представлена», - говорит Андреев.

Представитель нижегородской компании уверяет, что для сотрудничества с крупным ритейлером самое главное – это дисциплина и умение работать в нестандартных ситуациях. «Все остальное уже продумано самой компанией, по крайней мере, в нашем случае это так. X5 Retail Group активно работают с информацией, связанной с товарами, и они проверены на протяжении многих лет. Мне кажется, что для части потенциальных поставщиков именно этот фактор может представлять сложность», - добавляет предприниматель.

Работа с крупным ритейлером внесла существенный вклад в оборот компании и помогла продвижению нижегородской продукции в более широкие массы. «По нашим наблюдениям товаром заинтересовались, в том числе и те, кто при иных условиях не обратил бы внимания. Потому что они не привыкли посещать специализированные магазины или крупные гипермаркеты, где, допустим, могли бы найти нас», - отмечает Андреев.

Кроме того, такая политика несколько поправила экономическое положение «Вастэко», увеличила плотность покрытия потребителей в регионах, а также открыла возможности для сотрудничества с другими крупными сетями. «Мы хотим наладить доставку с большим перечнем локальных и федеральных сетей. Мы надеемся на расширение регионов и числа магазинов, где мы представлены, соответственно будут расти и наши объемы продаж», - уверяет исполнительный директор.

Новые возможности для предпринимателей

В X5 Retail Group сообщили, что для поддержания отечественного производителя в сентябре 2018 года заключила соглашение о сотрудничестве с Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства (Корпорация МСП). В корпорации, в свою очередь, поясняют, что данное соглашение предполагает поиск потенциальных поставщиков и производителей сельскохозяйственной продукции из числа субъектов МСП, в преимущественном порядке, конечно, из числа сельскохозяйственных кооперативов и фермеров, которые специально объединились в такие кооперативы, для X5 Retail Group.

«Сотрудничество малых и средних компаний с крупными федеральными сетями, безусловно, является взаимовыгодным для обеих сторон. Основное условие для субъектов МСП в данном случае – наличие необходимой производственной и сырьевой базы для обеспечения крупных контрактов. Для решения этой задачи разрабатываются механизмы поддержки, которые могут помочь в развитии. Это, в частности, кредитно-гарантийная поддержка, лизинг на льготных условиях, специальные сервисы Портала Бизнес-навигатора МСП», - рассказала руководитель Дирекции по развитию сельскохозяйственной кооперации Корпорации МСП Елена Дубинчук.

Представители ритейлера подтвердили, что компания нацелена на выстраивание долгосрочных и взаимовыгодных партнёрских отношений с производителями. Особое внимание уделяется локальным поставщикам в каждом регионе, обеспечению максимального присутствия их продукции в магазинах. Такое тесное взаимодействие предоставляет местным производителям широкий канал сбыта их товаров, а покупателям – разнообразный выбор качественной свежей продукции по разумным ценам.

"