Posted 9 июня 2021,, 15:24

Published 9 июня 2021,, 15:24

Modified 3 ноября 2022,, 19:36

Updated 3 ноября 2022,, 19:36

Придерживаясь верного курса: как развивается навигационный рынок России?

9 июня 2021, 15:24
Представление о времени и пространстве помогают нам ориентироваться в своем или чужом городе, понимать, сколько времени займет путь или прокладывать самый короткий маршрут. Координата стала краеугольным камнем целых отраслей экономики. Так в каком направлении сейчас идет развитие навигационного рынка в России?

По словам Владимира Макаренко, директора по развитию и совладельца «Форт-Телекома», знания, позволяющие понять, с какой скоростью и по какой полосе движется автомобиль из-за перекрестка, заменят системы мониторинга транспорта.

В то же время многие заказчики считают, что покупка умной системы обходится слишком дорого, и проще нанять человека, который за невысокую зарплату будет решать те же самые проблемы.

Точных данных о масштабах навигационного рынка в стране в настоящее время нет. По оценкам экспертов, он может составлять около 150 млрд рублей. При этом более 50% этого объема приходится на системы мониторинга транспортных средств, а 20% рынка занимают навигаторы, например, туристические. Еще 20% — это системы навигации внутри помещений. Также два заметных сегмента — это геодезия, картография и сельское хозяйство.

Большая часть рынка коммерческой навигации в России-импортная. Однако есть несколько сегментов, в которых отечественные производители также не уступают. В частности, это касается производства оборудования для систем экстренного реагирования в случае аварий. Впервые такая система была запущена в стране в 2015-м.

Сегодня «Форт-Телеком» получает 60% выручки от навигационного рынка и 800 млн рублей от поставок датчиков «ЭРА-ГЛОНАСС». Оставшуюся прибыль компании приходится на продажи оборудования для мониторинга коммерческого транспорта.

Маржинальность производства навигационного оборудования сегодня не превышает 10-12%. Получить большую прибыль можно с помощью программного обеспечения. Речь идет о том, что крупные игроки рынка готовы предложить клиентам не только устройства, но и услуги по их обслуживанию, а также аналитику данных и так далее.

А там, где сигнал GPS не улавливается, направление будет подсказано специальными датчиками на стенах и под потолком. Разработкой таких умных систем занимается компания «Навиджин» из Сколково. Они уже установлены на 40 железнодорожных вокзалах России, а также заменяют вывески в гипермаркетах.

Но у компании есть и другие направления. Например, фирма разрабатывает небольшой высокоточный датчик, который можно прикрепить к дорогостоящему оборудованию и отслеживать его перемещение на складе.

Коммерческий директор «Навиджина» Петр Казаков уверен, что в течение трех лет на большинстве предприятий должна быть установлена система позиционирования персонала. Это обусловлено важностью контроля рабочего времени персонала и попадания в опасные зоны.

В то же время производители часто сталкиваются с тем, что спрос на навигационном рынке частично формируется правительством. Оно также устанавливает стандарты для крупных производителей, а частным предпринимателям трудно заключить сделку.

«Мы считаем и мы не получали обратной отрицательной реакции по этому поводу, что, конечно, малыши должны сотрудничать с большими. Не только для производства, но и для научных разработок, для взаимодействия с крупными компаниями. В том числе и для того, чтобы заработал механизм импортозамещения в данном виде», - отметил вице-президент Торгово-промышленной палаты России Максим Фатеев.

Для дальнейшего развития сегмента высокоточной навигации необходима широкая сеть базовых станций. Сегодня их по всей стране около 2,5 тысяч, а нужно в десять раз больше. Эксперты считают, что государство не в состоянии в одиночку создать такую сеть за короткое время, и для подключения частных производителей в первую очередь необходимо ослабить регулирование этой части рынка.

Как отметил вице-президент Торгово-промышленной палаты, развитие навигации не может идти отдельно от развития всей электронной промышленности в стране.

«Мы определили те подходы, которые касаются изменения с точки зрения налогообложения, налога на прибыль, НДС и создание отдельного реестра для производителей и самой продукции в рамках реестра радиоэлектронной промышленности», — добавил Фатеев.

"