Прозрачный бизнес: чем живет стекольная отрасль в России

Прозрачный бизнес: чем живет стекольная отрасль в России
Прозрачный бизнес: чем живет стекольная отрасль в России
9 апреля, 14:49ЭкономикаФото: "Бизнес вектор"
Стекло является уникальным материалом, применяемым сегодня чаще всего при строительстве домов или офисных зданий. Те, кто давно работает в этой промышленности, убеждены, что между стекольной и строительной отраслями есть прямая взаимосвязь. О том, насколько прозрачен российский рынок стекла, рассказал «Бизнес Вектор».

По данным Росстата, общий оборот стекольного рынка страны достигает порядка 70 миллиардов рублей в год. Эксперты при этом заявляют, что 90% занимает внутренний рынок. За прошлый год было выпущено 217 млн квадратных метров стекла. Из них почти 50% пришлось на окна, 25% — на фасадное остекление, еще 6% — на автомобильные стекла, а остальное — на стекла для интерьера и зеркала.

В Нижегородской области, к примеру, производством стекла занимается ОАО «Эй Джи Си Борский стекольный завод» (на рынке с 1992 года), уставный капитал которого — 419 млн рублей. Основной вид деятельности предприятия — формирование и обработка листового стекла.

Совсем недавно завод на Бору запустил производство крупногабаритного и гнутого ветрового стекла для автобусов, поездов и грузовиков. Объем инвестиций в запуск новой линии составил 5,5 млн евро. Пока этот вид изделия поставляется «дочке» немецкого производителя сельхозтехники Claas в Краснодаре. Но в планах наладить контакт непосредственно с Германией, чтобы совершать поставки туда. Эксперты полагают, что в перспективе Борский стекольный завод может составить конкуренцию нынешним поставщикам похожей продукции как на российские, так и зарубежные предприятия.

Видео:YouTube

Президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин подчеркнул, что изготовление стекла требует довольно крупных финансовых затрат. При этом производители должны обладать сырьем и специальным оборудованием, а также иметь деньги, позволяющие его налаживать.

Эксперты заявляют, что стекольный рынок в стране четко структурирован. Речь идет о том, что всего девять компаний производят стекло, а его переработкой в конечные изделия занимается несколько тысяч предприятий. Именно в секторе переработки существует наибольшая конкуренция. Однако в каждом регионе определен свой лидер. Например, в столице страны — это Московская зеркальная фабрика, ежедневно производящая от 500 изделий.

По словам руководителя производственной площадки зеркальной фабрики Александра Гришина, около 60-70% приходится на частный сектор, а остальная доля — это оптовые заказы юрлиц. Из-за ведения коронавирусных ограничений количество заказов не сократилось, но их средняя стоимость заметно снизилась.

Сегодня на фабрике половина производства отдана под изготовление зеркал, а вторая — под стекло. При этом стеклянные изделия приносят больше прибыли. Связано это с тем, что их изготовление подразумевает прохождение множества этапов — кромки, закалки, сверления. Все эти процедуры дают большую наценку.

За пандемию выручка фабрики снизились на 20%, а прибыль — на 25%. Как оказалось, причина не только в сокращении количества заказов, а также и в том, что цены на зарубежное оборудование из-за роста курса валют заметно подскочили.

«Мы предложения свои формулировали, что нужно разрабатывать программу по развитию именно оборудования для стекольной промышленности — естественно, государство должно поддержать — чтобы интересы отрасли в этой части удовлетворить», — отметил Катырин.

На сегодняшний день печи для изготовления стекла имеются только у девяти компаний — производителей листового стекла. Самый крупный игрок — это «Салаватстекло». У предприятия есть два завода — в Саратове и Башкирии. По итогам 2020-го суммарная выручка предприятия составила свыше 14 млрд рублей. При этом нужно учитывать, что из-за пандемии коронавируса стройки стояли, а значит, и спрос на стекло падал.

Директор по производству листового стекла компании «Салаватстекло» Максим Скиртин отметил, что заводы были вынуждены снижать объёмы производства.

«Какое-то количество времени даже били стекло, чтобы не перенасытить рынок», — рассказал он.

По словам Скиртина, дела стали налаживаться в июне, когда ковид- ограничения начали потихоньку снимать. Тогда же спрос начал более-менее оживать.

В настоящее время производители листового стекла тратят порядка 30% на сырье, шестая часть — это расходы на энергию, 10% уходит на покупку вспомогательных материалов, в том числе и на упаковку, 25% — на доставку продукции, еще 20% — на прочие расходы.

Эксперты отмечают, что в стране сейчас растет спрос на сложные продукты. За 2020 год российская дочка американской корпорации «Гардиан Глас» изготовила 44 млн квадратных метров стекла, 50% из которых пришлось на долю обычного листового стекла, а вторая часть — на продукцию с энергосберегающим и солнцезащитным покрытием и обратно крашенные стекла для интерьера.

Теперь компания планирует снизить долю листового стекла в портфеле и акцентировать свое внимание на более сложных изделиях. При этом увеличивать объемы производства корпорация не намерена.

Большая часть продукции идет в производство стеклопакетов и окон. Гендиректор компании «Гардиан стекло сервисис» Елена Рассудимова заявила, что на российском рынке существует три основных направления. Так, пик производства фасадов приходится на 3-4 кварталы, окон для частных домов — на лето, а отделка происходит в межсезонье.

За последние пять лет коэффициент остекления в домах россиян подскочил до 20%. Специалисты уверены, что в скором времени каждая четвертая поверхность в жилищах будет прозрачной.

«Спрос есть. Он сегодня удовлетворён. Никто из строителей вам не скажет, что он не может достать стекло», — отметил президент ТПП.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter