Posted 9 марта 2017,, 06:02

Published 9 марта 2017,, 06:02

Modified 12 ноября 2022,, 13:56

Updated 12 ноября 2022,, 13:56

Самые низкие зарплаты у российских учителей в Ингушетии, Дагестане и Марий Эл

9 марта 2017, 06:02
Самые низкие зарплаты у российских учителей в Ингушетии, Дагестане и Марий Эл

В России самые низкие средние зарплаты у учителей зафиксированы в Ингушетии (13 471 рублей), Дагестане (14 503 рублей), Марий Эл (14 647 рублей), Адыгее (15 825 рублей), Чувашии (15 666 рублей), Ивановской (15 200 рублей) и Курганской (15 932 рублей) областях. Все эти показатели существенно ниже средних по экономике регионов. Об этом сообщает ОНФ, который совместно с фондом «Национальные ресурсы образования» опросил около 5000 учителей.


О самых высоких зарплатах сообщили преподаватели в Чукотском АО (57 625 рублей), Москве (55 971 рублей), Ямало-Ненецком АО (50 157 рублей), Камчатском крае (49 883 рублей), Сахалинской области (41 388 рублей).

По словам руководителя рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности», зампредседателя комитета Госдумы по образованию Любови Духаниной, многие учителя говорили о том, что данные статистики в части оплаты труда педагогов сильно завышены. Те преподаватели, чья зарплата более-менее дотягивала до официальной, отмечали, что это достигается за счет колоссальной нагрузки.

Официальные статистические данные по некоторым регионам значительно отличаются от тех данных, которые приводят учителя.

Но и свою зарплату учитель получает не за одну ставку. По данным мониторинга, больше всего работать приходится учителям Чукотского АО (в среднем 32 часа в неделю), Алтайского края (29 часов), Костромской области (28 часов). В некоторых случаях нагрузка доходит до 52–54 часов за совмещение нескольких предметов (Новосибирская область, Удмуртия). При этом на многих ложится еще и административная работа: более 30% респондентов отметили, что совмещают педагогическую деятельность, например, с работой завуча, методиста или библиотекаря.

Сами учителя не всегда разбираются в том, из чего и как формируется их зарплата. 21,6% респондентов ответили, что не знают, по какой модели осуществляется оплата их труда. Около 15% педагогов не знакомы с положением об оплате труда, 8% – сообщили о том, что коллективный договор подписали под давлением администрации.

«При существующей сегодня системе оплаты труда учителя гарантированно получают только базовую часть. К ней добавляются стимулирующие выплаты за классное руководство, внеурочную деятельность, проверку тетрадей. Они могут распределяться директором школы, учебно-методической комиссией, профсоюзом и другими органами по своему усмотрению. Объем стимулирующих надбавок нередко снижается без объяснения причин, некоторые учителя сообщают, что стимулирующие выплаты им вообще не начисляются (9%). Величина оклада многих учителей составляет около трети от той суммы, что они получают в среднем», – отметила Духанина.

Эксперты ОНФ отмечают, что уровень заработной платы педагога зависит не только от нагрузки, но и от величины норматива подушевого финансирования образовательных программ. В ряде регионов эти нормативы снижаются, что прямо влияет на зарплату.

Наряду со снижением уровня зарплаты участились факты ее задержки и невыплаты — об этом сообщили 10% опрошенных.

«Наше исследование показало, что ряд регионов по-прежнему не выполняют свои обязательства перед педагогами. При этом настораживает манипулирование статистикой, когда нужный показатель роста зарплаты достигается сомнительными способами вроде включения в него платных услуг педагога или компенсаций учителям», - отметила Духанина.

Екатерина Чичурина

"