Posted 8 июля 2022,, 08:35

Published 8 июля 2022,, 08:35

Modified 3 ноября 2022,, 20:03

Updated 3 ноября 2022,, 20:03

Туризм в эпоху санкций: куда едут нижегородцы этим летом и на что жалуются

8 июля 2022, 08:35
По данным банковских аналитиков, более половины жителей России в 2022 году будут путешествовать по стране. Нижегородские туроператоры назвали NewsNN топ-3 популярных направлений и рассказали, что могло бы сделать туры более востребованными.

По словам директора филиала туристического агентства «Москва-Тур» в Нижнем Новгороде Евгения Пронина, чаще всего нижегородцы покупают туры в Сочи. Город перетянул на себя большую часть туристического потока с Крыма и Анапы в этом году. «Традиция вывезти детей на море летом сохраняется. Теперь везут в Сочи. Тем более юг закрыт. Причем спрос велик — все отели забронированы там до августа», — сообщил он.

Пронин добавил, что сейчас в окрестностях города «есть что посмотреть». Люди не только наслаждаются морем, но и бронируют экскурсии — ездят на «Красную поляну», в Абхазию и т. п.

Также спросом у нижегородцев пользуются чартерные рейсы на Сахалин, в Чечню и Дагестан. Причем долететь до Махачкалы можно напрямую из Нижнего Новгорода.

Как отметила директор туристического агентства «Роза Ветров-НН» Мария Свиридова, в основном нижегородцы едут в Питер, Калининград и Сочи.

Кроме того, Свиридова рассказала, что повысился спрос на туры в Нижегородскую область. Чаще всего их покупают жители Москвы и Санкт-Петербурга. «Хороший толчок дало 800-летие — Нижний Новгород привели в порядок власти, и он теперь оставляет хорошее впечатление у туристов. Люди с удовольствием гуляют по центру, посещают общественные пространства и малые города Нижегородской области, вроде Городца или Дивеево», — считает Свиридова. Это подтверждается статистикой — по данным правительства Нижегородской области, регион в 2021 году посетили 2,3 млн туристов. Это на 31% больше, чем годом ранее.

Федеральный топ направлений выглядит еще интереснее. В основном, туроператоры традиционно продают Краснодарский край и Крым. Но на третьем месте впервые кавказские Минеральные Воды. Летом туда отправятся 7% россиян. Столько же поедут в Санкт-Петербург. В топ-5 рейтинга впервые попали Карелия и Северный Кавказ. Последний продается у туроператоров в несколько раз лучше, чем в предыдущие годы.

Еще один тренд этого года — рост спроса в России на круизные туры. По предварительной оценке Ростуризма, такой способ путешествия по стране выберут до 700 тысяч человек. И это несмотря на рост цен на 15-30%. Как рассказали представители Ассоциации туроператоров, в основном туристы заинтересованы в том, чтобы посетить города Золотого кольца, Санкт-Петербург и Казань. Также в топе короткие круизы и туры выходного дня. Такие поездки, например, активно предлагает нижегородцам компания «Гама». На современных и красивых теплоходах со всеми удобствами люди могут доплыть до Костромы, Москвы, Чебоксар и Ярославля.

Про минусы поездок по России

Но более 70% нижегородцев, по данным туроператоров, стараются уехать в отпуск за рубеж. Развитие внутреннего туризма в стране тормозит ряд проблем.

По мнению Свиридовой, прежде всего людей в этом году отпугивают трудности с транспортом.

«Самолеты в южные города не летают, поездов по некоторым направлениям ходит недостаточно. В результате люди не могут никуда добраться. Условия перевозки и проживания их не удовлетворяют», — сказала она.

Пронин же обратил внимание NewsNN на нехватку гостиниц в самых популярных регионах, таких как Сочи и Калининград.

«Все хорошо, но мы хотели бы очень, чтобы была продлена программа туристического кэшбэка на круизы. Это очень поможет с продажами», — сообщил NewsNN директор «Гамы» Дмитрий Галкин.

Пробелы в законодательстве, нехватка номерного фонда, инфраструктура и длинные деньги — проблемы всей отрасли, считают в Торгово-промышленной палате России. Чтобы ее решить, властям надо более чутко общаться с представителями бизнеса.

«Здесь еще очень важно, когда готовится нормативно-правовая база, чтобы она соответствовала ожиданиям тех, кто вкладывается в туризм. Тех, кто свои средства инвестирует, не только государство. Но это всегда параллельно идет с тем, что вкладывает и бизнес», — подчеркнул президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.

Он добавил, что и номерной фонд, и инфраструктура, и объекты культурного и исторического наследия должны развиваться синхронно, чтобы они в достойном виде предстали перед глазами туристов — неважно, российских или зарубежных.

Небывалая поддержка

В то же время, Катырин убежден, что многие проблемы — в том числе те, что спровоцировали санкции — скоро решатся. До 2024 года на туризм и его инфраструктуру из бюджета потратят 724 миллиарда рублей. Это средства на строительство гостиниц, поддержку предпринимателей и создание дополнительных 1 миллиона 700 тысяч рабочих мест. По плану, к 2030 году объем рынка вырастет до 8 триллионов рублей. А число поездок по стране — до 140 миллионов в год.

Как сообщили NewsNN в правительстве Нижегородской области, для туристической отрасли введены и другие важные льготы. Во-первых, бизнесу стали доступны льготные кредиты для МСП на пополнение оборотных средств, на инвестиционные цели. Во-вторых, на федеральном уровне утверждены кредитные каникулы для МСП до шести месяцев по возврату кредита или уменьшение размера платежей в течение льготного периода. В-третьих, в туристической отрасли юридические лица могут получить субсидии на трудоустройство молодежи, отодвинуть сроки уплаты налога по УСН и страховых взносов. Также введен мораторий на плановые проверки.

Что касается региональной поддержки, то губернатор Нижегородской области Глеб Никитин в июне внес в Законодательное собрание региона законопроект «О внесении изменений в статью 2.1 Закона Нижегородской области «О налоге на имущество организаций». Если он будет принят, то гостиницы, парки, зоопарки и ряд других организаций будут платить по пониженной ставке налог на имущество в размере 1%. Решение о предоставлении этой меры утверждено в плане региональной поддержки бизнеса. Кроме того, в регионе с 1 июля стартует вторая волна проекта «Команда креативных практик», направленного на поддержку инициатив в сфере креативных индустрий. Туризм входит в одно из возможных направлений.

"