Posted 5 октября 2018,, 08:59

Published 5 октября 2018,, 08:59

Modified 3 ноября 2022,, 17:59

Updated 3 ноября 2022,, 17:59

В Нижегородской области в этом году планируется собрать 1,2 млн т зерна

5 октября 2018, 08:59
В этом году в Нижегородской области планируется собрать 1,2 млн т зерна. По мнению экспертов, перспективы для роста рынка хлебобулочных изделий есть: потребитель ищет «здоровые» продукты, хлеб в небольших поселках не пекут на месте, а потери на возврате хлеба из магазинов обещают минимизировать.

По прогнозам минсельхоза РФ, в стране в этом году соберут 105 млн т зерна, что на четверть меньше прошлогоднего рекордного результата.

В Нижегородской области, по данным регионального минсельхоза, по состоянию на 4 октября, намолочено 1,16 млн т зерна. Всего планируется собрать 1,2 млн т зерна, что ниже показателя 2017 года. Однако качество нижегородского зерна в этом году выше, чем в прошлом.

По данным Нижегородстата, производство хлеба и хлебобулочных изделий за прошлый год осталось на уровне предыдущего – 166 тысяч т.

В Росстате подсчитали, что хлебная корзина россиянина без учета муки и макарон весит 64 кг. Из них 30 кг приходится на пшеничный хлеб, 15 кг – на хлеб из ржаной и прочей муки, столько же – на мучные кондитерские изделия и 4 кг – на баранки и сушки.

В Нижегородской области объем потребления хлебных продуктов (хлеб, макаронные изделия в пересчете на муку, крупа и бобовые) в 2017 году составил 111 кг на душу населения. За последние 10 лет он вырос на 14 кг. В минсельхозе региона объясняют это тем, что нижегородцы стали больше вводить в свой рацион крупы (овсяной, ячневой, гречихи) и продукты, обогащенные злаками.

И в сегодняшнее сытое время хлеб остается продуктом №1.

«Если вдруг вырастают цены на хлеб, это большое внимание имеет для всех: все сразу это замечают, везде в новостях об этом пишут», - говорит гендиректор компании «Фацер» Владимир Калявин.

По исследованию NewsNN, проведенному еще в 2016 году, в классическом «Сормовском батоне» (один из самых покупаемых видов хлеба в Нижнем Новгороде), основная доля себестоимости приходится на хлебозаводы (64%) и крестьянский труд по выращиванию зерна – 20%. «Мукомольная часть» составляет 7%, магазинная наценка – 9%.

По последним же оценкам участников отрасли, четверть цены классического батона в России занимает сырье, столько же – затраты завода на выпечку. На зарплату пекарей приходится менее 10%. Маржа составляет менее 5%. В цене цельнозернового хлеба затраты аналогичные. Но заработок пекаря с такой булки вдвое больше, а затраты маленькой пекарни на выпечку – меньше. При этом до 15% такого хлеба не проходит отбор на полку. Но маржа в 40-50% позволяет не экономить на качестве.

Калявин из «Фацера» говорит, что самым быстрорастущим сегментом на рынке хлебопродуктов являются продукты в категории «Здоровое питание».

Владелец пекарни «БиоБрот» Александер Курелла отмечает большое количество маркетинговых игр на хлебном рынке. «Сейчас самое модное - безглютеновый хлеб. Видно, что люди в поиске. Если вы сделаете небольшое производство, маленькую пекарню, вы будете на ней расти. Мы начинали, мы пекли 20 хлебов в день, и приходило 15 покупателей», - рассказывает Курелла. Сегодня пекарня печет 800 хлебов в день, из них 200 продает сама, остальные развозит по магазинам. Пекарский бизнес за 4 года вернул его владельцу вложенные в пекарю 400 тысяч евро.

Президент Российской гильдии пекарей и кондитеров Юрий Кацнельсон говорит, что в России только 15% пекарей имеют свою розничную торговлю, остальные продают продукцию оптом. «Если внутри цены пекаря можно найти резервы, то основные резервы находятся в руках торговли», - считает Кацнельсон.

Председатель комитета ТПП России по развитию агропромышленного комплекса Виктор Семенов из ТПП добавляет, что во многие села России до сих пор возят хлеб из районных центров, хотя гораздо проще и выгоднее привезти муку и выпекать хлеб в малой пекарне в поселке.

В России на десять тысяч жителей приходится одна пекарня, в Европе – в четыре раза больше. Рынок не насыщен. Хлебопекарная отрасль Нижегородской области, по данным минсельхоза региона, насчитывает около 200 предприятий, из них 50 – хлебозаводов. Их число практически не меняется.

Ольга Петрова основала фабрику «Медовые традиции» по выпуску пряников пять лет назад, сделав упор на штучный ручной товар, который на 50% дороже. Все заказы пекут по предоплате, что позволяет избежать возвратов продукции из магазинов. До недавнего времени это был бич отрасли – пекари ежегодно теряли на возврате хлеба свыше 5 млрд рублей.

«Союз пекарей и малый бизнес пекарский договорились, что этого не будет. И сейчас идет законодательное оформление этих договоренностей. Но не будет давления диктата со стороны сетей, - обещает Семенов. - Хлеб остается основой питания практически каждого человека. В этом сила и мощь этого рынка. Он вечен этот рынок».

"