Posted 4 июня 2019,, 08:01

Published 4 июня 2019,, 08:01

Modified 3 ноября 2022,, 18:04

Updated 3 ноября 2022,, 18:04

ВТБ консолидировал зерновые мощности: как это скажется на нижегородских аграриях

4 июня 2019, 08:01
В России ежегодно растет урожай зерновых. Чтобы увеличить объёмы экспорта и перевозить больше зерна заграницу, надо консолидировать и модернизировать логистику. Этим и займется банк ВТБ, выкупивший 50% железнодорожного оператора «Рустранском». NewsNN узнал о влиянии сделки на рынок зерна и сельхозпроиводителей.

В России растет сбор урожая зерновых культур. В 2017 году был исторический рекорд, когда сельхозпредприятия собрали 135,5 млн т зерна, в 2018 году урожай зерновых превысил 112 млн т.

Около половины этого зерна отправляется на экспорт. В 2017-2018 сельскохозяйственном году, закончившемся 30 июня, Россия заняла первое место в мире по экспорту пшеницы. Было экспортировано 52,4 млн т зерна. По данным International Trade Centre (ITC), в 2018 году российские предприятия поставили на мировой рынок пшеницы на $8,4 млрд - на $2,6 млрд больше, чем годом ранее.

По прогнозам Российского зернового союза, на 2018-2019 год Россия с объемом экспорта в размере 45 млн т займет четвертую позицию в списке мировых стран - экспортеров зерновых культур. Первыми станут США - 90 млн т, Украина - 49 млн т, Аргентина - 46 млн т.

Отметим, что российский урожай поставляется в 132 страны. Расширение рынков сбыта произошло за счет увеличения поставок продукции в Эквадор, Намибию, Либерию, Камбоджу, Черногорию, Джибути.

Минсельхоз РФ прогнозирует, что урожай зерновых в 2019 году может составить 114,3 млн т, к 2024 г. он вырастет до 137,5 млн т.

Отрасль получила инвестора с возможностями

Чтобы увеличивать объёмы экспорта и перевозить больше зерна заграницу надо консолидировать и модернизировать логистику. Этим в ближайшем будущем и займется банк ВТБ. 3 июня стало известно о покупке банковской группой 50% плюс 1 акция железнодорожного оператора РТК («Рустранском»).

РТК занимается перевозками зерна. Ж/д парк компании насчитывает 68 тыс. единиц подвижного состава, в том числе вагоны-хопперы всех видов, полувагоны, платформы для перевозок леса, фитинговые и универсальные платформы, цистерны для растительных масел. Группа компаний входит в тройку крупнейших российских независимых операторов подвижного состава по объему вагонного парка в управлении. В 2018 г. «Рустранском» перевез 60,7 млн т грузов (включая 19,8 млн т зерновых), таким образом став третьим по величине железнодорожным холдингом в России.

Объединив возможности банка и компетенции ж/д перевозчика, ВТБ планирует достичь дополнительной синергии на зерновом рынке за счет консолидации активов в области транспортной экспортной логистики и торговли. Это позволит увеличить эффективность логистических цепочек внутри страны, сделает прозрачным ценообразование, обеспечит приток капитала, позволит модернизировать инфраструктуру рынка, повысит скорость и эффективность поставок.

«Модернизация логистической инфраструктуры – одна из приоритетных стратегических задач РТК. Железнодорожный транспорт обеспечивает около 50% поставок зерна в глубоководные порты, а также является наиболее эффективным способом осуществления поставок зерна из удаленных регионов России для последующего перераспределения на экспортные поставки в портах», – сообщают в пресс-службе компании.

РТК и ВТБ планируют продолжить развитие других сегментов бизнеса, в том числе перевозку лесных и навалочных грузов, минеральных удобрений.

На нижегородских производителях зерна это тоже скажется

Депутат заксобрания Нижегородской области (член комитета по АПК) Николай Шкилев считает, что появление на рынке нового игрока в виде ВТБ позитивно скажется на развитии отрасли. «Когда все в одних руках, быстро и оперативно решаются вопросы. Если много посредников, это влечет за собой денежную составляющую и волокиту», - говорит эксперт.

По его мнению, данная сделка также окажет влияние и на нижегородских производителях. «Ведь задействована целая цепочка. Считаю, что теперь сельхозпроизводителям немножко будет легче», - замечает Шкилев.

Он объясняет, что сегодня три главных региона, где на месяц раньше начинается уборка зерна. У них есть договоренности и они тут же начинают его реализовывать. А потом едут к остальным хозяйствам и собирают урожай там. «Они покупают больше, чем средняя цена по России. Например, стоит килограмм зерна 10 рублей, а они потом продают по 12 рублей. И нашим хорошо, потому что они практически не связаны с реализацией через эти порты, а тем, кто этим делом занимается, у них уже рука набита», - считает депутат.

Исполнительный директор «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков замечает, что у ВТБ, активно развивающем IT системы и владеющим вертикально интегрированной инфраструктурой, есть реальные возможности увеличить рентабельность зернового направления за счёт оптимизации логистических потоков и объемов переработки и реализации продукции как на внутренний, так и на внешние рынки.

«При грамотном руководстве и "расшитии узких мест" с учётом финансовых возможностей инвестора – бизнес-процессы могут быть оптимизированы. Конечно, многое будет зависеть от грамотности руководства проекта и стратегии развития аграрного дивизиона», - говорит Востриков.

"