Posted 2 августа 2018,, 09:21

Published 2 августа 2018,, 09:21

Modified 3 ноября 2022,, 17:53

Updated 3 ноября 2022,, 17:53

РЖД ограничивает вывоз зерна через Прибалтику – эксперты

2 августа 2018, 09:21
Несмотря на невысокий урожай российские аграрии, как и в прошлом году, жалуются на ограничение пропуска по железной дороге зерновых грузов в порты Прибалтики. Об этом пишет газета «Коммерсант».

В то время когда страна старается занять место экспортера мирового значения, отдельные чиновники РЖД, заинтересованные в непрозрачном распределении квот, приняли решение ограничить экспорт зерна.

Как пишет Российский зерновой союз (РСЗ), в этом сельхозгоду сбор зерновых может составить до 114 млн т, что при рекордных переходящих запасах в 20,4 млн т, прогнозируемом спаде производства на Украине и в Европе и хорошей рыночной конъюнктуре создает предпосылки для экспорта 42-45 млн т. В 2017 году через порты Прибалтики ушло 1,76 млн т зерна и 1,2 млн т продукции масложировой и сахарной промышленности.

В письме вице-президента РЗС Александра Корбута вице-премьеру Алексею Гордееву отмечается, что российские порты Балтики (Калининград, Усть-Луга, Петербург и др.) «в настоящее время физически не готовы обеспечить перевалку зерна и продуктов переработки требуемых объемов», так как инфраструктура не достроена. По мнению РСЗ, зарубежные порты Балтики, прежде всего Латвии (Лиепая, Рига, Вентспилс), традиционно ориентированы на этот экспорт. Но, «по информации участников рынка, существует тенденция искусственного ограничения российского экспортного потенциала», пишет Корбут.

Он отмечает, что РЖД согласует не более 30% заявок на экспорт зерна и продуктов переработки через порты Прибалтики со ссылкой на «технические причины», по другим грузам такого не прослеживается. Союз просит вице-премьера рассмотреть вопрос об обеспечении перевозки зерновых грузов в порты Прибалтики.

В этом году ситуация с зерном выделяется на фоне других грузов. По словам главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, во II квартале перевалка грузов (в первую очередь угля и нефтепродуктов) из РФ через порты Латвии демонстрировала позитивную динамику по сравнению с I кварталом. Это связано, в том числе с ограничениями по выгрузке в Усть-Луге. В то же время, отмечает он, по зерну ситуация принципиально иная: РЖД ограничивает отправки в порт Лиепая, который за I полугодие увеличил отгрузку зерновых грузов на 52,6%, до 1,72 млн т (преимущественно российских). По доле отклоненных заявок через Латвию зерно лидирует, говорит эксперт, но поставки через Лиепаю продолжатся до запуска «Новотрансом» зернового терминала в Усть-Луге.

По словам одного из источников в отрасли, для ряда производителей зерна выход в Прибалтику является единственной возможностью недорогого и оперативного экспорта: коридоры Юга традиционно переполнены и более затратны. Решение о недопуске зерна на Балтику, по его оценке, может привести к недовывозу 150-200 тысяч т зерновых грузов в месяц.

Директор «Совэкона» Андрей Сизов добавляет, что прибалтийское направление важно, особенно когда инфраструктура используется с максимальной нагрузкой. По его словам, что в сезон 2016-2017 года через балтийские порты ушло 1,5 млн т зерна, в сезон 2017-2018 года — 2 млн т. Связано это с тем, что Прибалтика дает сквозной тариф (железная дорога и порт), который для аграриев центра РФ выгоднее, чем условия российских портов.

"