Posted 1 апреля 2018,, 20:30

Published 1 апреля 2018,, 20:30

Modified 3 ноября 2022,, 17:14

Updated 3 ноября 2022,, 17:14

Дороги Нижегородчины: требования Панова и полотно до Теши от авторов «канатки»

1 апреля 2018, 20:30
В 2017 году нижегородские антимонопольщики получили 9 жалоб касательно дорожных тендеров. NewsNN проанализировал закупки четырех крупнейших государственных заказчиков, связанных с дорожным хозяйством региона.

По итогам 2017 года крупнейшими заказчиками по дорожному строительству в Нижегородской области стали ФКУ УПРДОР Москва-Нижний Новгород (13,6 миллиардов рублей), ГКУ НО ГУАД (4 миллиарда рублей), департамент благоустройства и дорожного хозяйства горадминистрации (3 миллиарда рублей) и МКУ ГУММиД (1,1 миллиард рублей).

На балансе ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог Москва-Нижний Новгород» находятся 1385,67 километров дорог, проходящих по территории пяти регионов, в том числе, Нижегородской области.

Крупнейшие подрядчики ФКУ УПРДОР Москва-Нижний Новгород, осуществлявшие, в том числе, работы на территории области (данные системы Spark Interfax).

Подавляющее большинство контрактов УПРДОРа достаются фирмам, зарегистрированным за пределами Нижегородкой области. Самый крупный контракт на работы в регионе за прошлый год получила тверская «ДСК». Компания подписала контракт на капитальный ремонт участка дороги Р-158 Нижний Новгород-Саратов за 1,9 миллиардов рублей.

Один из любопытных тендеров УПРДОРа за 2017 год заключается ремонта дорог в Мордовии. Его выиграла саранская компания «ПДСК», обещав выполнить работы за 343,3 миллиона рублей. Фирмой владеет ООО «Инвест-Альянс», возглавляемое депутатом мордовского Госсобрания Михаилом Иоффе. До 2014 года совладельцем компании был местный чиновник Алексей Меркушкин. В 2012 году его назначили зампредом правительства Мордовии — министром целевых программ региона. Алексей Меркушкин, по данным СМИ — младший сын экс-губернатора Мордовии и Самарской области Николай Меркушкин.

Крупнейшие подрядчики ГКУ НО ГУАД (данные системы Spark Interfax).

Все работы по тендерам организации выполняли подрядчики из Нижегородской области. Наибольшие по сумме контракты получило ООО «Борская ДПМК». Самым крупным для фирмы стал заказ на строительство дороги к поселку Теша от автодороги Владимир-Муром-Арзамас (476,5 миллионов рублей). Владельцем «Борской ДПМК» является Павел Фомичев. Также он — «уставник» ООО «Нижегородские канатные дороги», совладельца ОАО «НКД». Эта компания управляет канатной дорогой, протянутой между Нижним Новгородом и Бором.

Нижегородское ООО Фирма «Магистраль» — на втором месте по сумме контрактов ГКУ НО ГУАД. Из них 105,83 млн рублей – это заказ на строительство дороги по Волжской набережной в Нижнем Новгороде. Фирмой владеют «уставник» алкогольной торговой компании ПКФ «Гармония» Олег Терехин и предпринимательница Реан Абраамян.

Большая часть бывших руководителей компании связана с дорожным хозяйством Нижегородской области. Так, с 2002 по 2003 годы и с 2005 по 2006 годы «Магистраль» возглавлял теперь уже замглавы администрации Нижнего Новгорода Александр Герасименко. Он также был «уставником» компании. С 2003 по 2005 годы руководителем фирмы был глава отдела автомобильных дорог и пассажирского транспорта МКУ АТО Кстовского района Дмитрий Галкин. С 2007 по 2011 годы «Магистраль» возглавлял бывший глава департамента дорожного хозяйства и благоустройства горадминистрации Андрей Жижин.

Тройку крупных исполнителей заказов ГКУ НО ГУАД замыкает шаткинское АО «Строитель». В 2017 году компания получила два контракта организации. Они касаются ремонта дорог в Шатковском и Дивеевском районах Нижегородской области. В совет директоров этого предприятия входит председатель Земского собрания Шатковского района Алексей Нестеров.

Крупнейшие подрядчики МКУ ГУММиД (данные системы Spark Interfax).

Московское РТМ в декабре 2017 года выиграла подряд на ремонт Мызинского моста. Сумма контракта составила 408,5 миллионов рублей. Нижегородский «РУК» победил в тендере на благоустройство Нижне-Волжской набережной, обещая выполнить работы за 407,89 миллионов рублей.

СК «УС-620» в марте 2017 году получила контракт на 53,7 миллионов рублей. Речь идет о выполнении работ на перегоне между станцией метро Московская и строящейся Стрелки. Строительство ведет дочернее ООО «НН СУ-620» (Нижний Новгород). В 2015 году СУ-620 выиграло контракт на строительство станции всей этой линии метрополитена за 10,4 миллиардов рублей.

В октябре прошлого года было возбуждено уголовное дело о хищении 40 млн рублей от вышеуказанной суммы. Следствие подозревает в совершении преступления экс-гендиректора СК «УС-620» Николая Батырева. Он находится под арестом. С лета 2017 года строители станции Стрелка неоднократно приостанавливали работу из-за невыплаты зарплаты. По данному факту также было возбуждено уголовное дело.

Основные подрядчики департамента благоустройства и дорожного хозяйства горадминистрации по данным сайта госзакупок (суммы указаны без перерасчета за выполненные, но не оплаченные работы).

Часть тендеров указаны с пометкой «приостановленные». Это значит, что стороны расторгли договоры, однако часть работ департамент оплатил. За невыполненные работы денег компании не получили, сообщается в документации к тендерам.

К примеру, «Магистраль» выиграла тендер на ремонт автодорог общего пользования местного значения в Московском и Приокском районах Нижнего Новгорода. Контракт подписали в марте 2017 года, а в ноябре он был разорван «по согласованию сторон».

Предварительно гендиректор «Магистрали» Роман Косарев направил в департамент письмо, в котором сообщил, что «в результате проведения работ возникли отступления от утвержденной документации». Компанию зарегистрировали в 1994 году. Косарев возглавляет ее с апреля 2011 года.

«Магистраль» не первый год становится получателем крупных контрактов по дорожному строительству в Нижнем Новгороде. Так, в 2008 году она выиграла тендер на строительство третьей очереди Южного обхода за 6,2 миллиардов рублей. Полотно длиной 15 км соединило трассы Нижний Новгород-Саранск и Нижний Новгород-Казань.

В марте 2018 года стало известно, что «Магистраль» снова стала одним из получателей крупных лотов, касающихся ремонта нижегородских автодорог. Двое других победителей — «Нижавтодорстрой» и «Компания Стройинвест» также заявлялись на тендеры в 2017 году и выиграли их.

После того, как эти три компании в прошлом году победили с помощью снижения начальной цены контрактов на 0,5%, нижегородские антимонопольщики заявили о признаках картельного сговора. В прокуратуре заявили, что нарушений в процессе торгов не обнаружено.

В марте 2018 года мэр Нижнего Новгорода Владимир Панов велел разобраться в обстоятельствах проведения аукционов на текущий год, где победили три компании. Стартовые цены тендеров оказались снижены лишь на 1%. Кроме того, конкурсная комиссия исключила от трех до шести участников аукциона.

По итогам 2017 года нижегородские антимонопольщики рассмотрели 9 жалоб на действия заказчиков при осуществлении закупок по проектированию, строительству, реконструкции, капремонту и содержанию автодорог общего пользования. Семь из них признали обоснованными, две — частично обоснованными. При этом, в прошлом году областное УФАС не возбуждало дел в отношении компаний по картельным сговорам.

«Вместе с тем, рынок дорожного хозяйства является одним из приоритетных рынков при анализе действий на нем хозяйствующих субъектов на предмет выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства», — сообщили NewsNN в пресс-службе ведомства.

30 марта УФАС по Нижегородской области по итогам рассмотрения трех жалоб от компаний признало ФКУ УПРДОР Москва-Нижний Новгород нарушившим закон о контрактной системе в сфере закупок для госнужд.

«Большая часть жалоб на четыре закупки признаны обоснованными в части нарушения правил описания их объекта, — сообщила начальник отдела контроля госзакупок УФАС Светлана Кирьякова. — В двух аукционах заказчик установил избыточно детализирующие ГОСТ требования к химическому и компонентному составу материалов, которые можно определить лишь в результате испытаний. Ответа на вопрос, зачем это было сделано, в документации комиссия не нашла. Представитель заказчика также не смог обосновать, зачем такая конкретизация».

Кроме того, при описании объекта закупки УПРДОР использует ссылки на утратившие силу, недействующие ГОСТы без обоснования этого в документации. По мнению УФАС, по некоторым позициям установлены характеристики, которые фактически могут ввести участников в заблуждение. Например, характеристики пиломатериалов хвойных деревьев, используемых при опалубке.

«При нарочитой сложности технического задания по одной из закупок был зарегистрирован лишь один участник закупки. Ряд таких косвенных признаков указывает, что такую закупку можно отнести к разряду сомнительных торгов», — резюмировала итог рассмотрения жалоб Кирьякова.

"