Posted 24 сентября 2021,, 09:28

Published 24 сентября 2021,, 09:28

Modified 31 октября 2023,, 08:13

Updated 31 октября 2023,, 08:13

Шедевры русского авангарда, написанные в Нижнем Новгороде: фоторепортаж из НГХМ

Шедевры русского авангарда, написанные в Нижнем Новгороде: фоторепортаж из НГХМ

24 сентября 2021, 09:28
Фото: NewsNN
В Нижнем Новгороде распахнул двери государственный художественный музей (НГХМ), в котором проходит выставка «Кандинский, Малевич и русский авангард. К 100-летию нижегородской коллекции авангарда». На выставке представлены авангардные работы русских художников первой половины XX века.

На выставке представлено около 60 экспонатов из музейных собраний Нижегородского художественного музея. Еще 40 работ для выставки русского авангарда предоставили партнеры: Третьяковская галерея, Русский музей, Музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Музей изобразительных искусств Екатеринбурга и Областной художественный музей Самары.

Стоит отметить, что до сих пор нижегородская коллекция не выставлялась здесь в полном объеме. Эта выставка стала первой крупной тематической экспозицией.

В центре выставки первого зала представлена картина Аристарха Лентулова «Нижний Новгород», написанная в 1915 году. Эта работа предоставлена Третьяковской галереей и является символом всей выставки. Лентулов прославился как один из основателей авангардного движения «Бубновый валет». Творчество художника отличается экспериментами с цветом, формой и композицией.

Помимо работ Лентулова в зале выставлены ранние авангардные работы других художников, которые отображают насыщенный период, во время которого стремительно менялись стили, группировки, направления.

В русском авангарде возникли две группы художников: «Союз молодежи» в Петербурге и «Бубновый валет» в Москве. Молодые и мятежные художники «бубновалетовцы» шокировали публику не только своим названием, но и своими произведениями. В газете «Новое время» о выставке была написана заметка, которая характеризует отношение общества к творчеству художников-авангардистов: «Третьего дня я провел несколько часов в сумасшедшем доме, притом среди буйно помешанных. Короче — я был на выставке картин: Бубновый валет».

На выставке НГХМ выставлены полотна Петра Кончаловского, Аристарха Лентулова, Михаила Ларионова, Наталии Гончаровой, Александра Куприна, Василия Рождественского, которые отражают художественную ценность авангардного течения.

Одной из целей выставки было не только представить полотна художников-авангардистов, но и показать связь художников с Нижним Новгородом. Например, Федор Богородский родился в Нижнем Новгороде. Он входил в состав небольшой группы художников «Жрецы футуризма».

Еще один мастер авангардной кисти — Александр Куприн, который преподавал в Нижегородской художественной мастерской (сейчас — Нижегородское художественное училище). Куприн был одним из ведущих мастеров «Бубнового валета». Находясь в Нижнем Новгороде, он написал несколько своих знаменитых картин. В частности, в экспозиции представлено полотно «Натюрморт» 1922 года.

Яркой представительницей течения была Наталья Гончарова, которую называли «амазонкой авангарда». Ее супруг, Михаил Ларионов, стоял у истоков нового течения — неопримитивизма. В своих работах Ларионов использовал лубочные изображения. Яркие пример — «Кацапская Венера», из цикла «Венеры». Помимо Венеры Кацапской в экспозиции выставлена «Еврейская Венера». Также из-под его творческой руки вышли бульварная, турецкая, испанская, негритянская Венеры и картина «Венера и Михаил», но хранятся они в других коллекциях. Венеры Ларионова перекликаются с картинами Тициана и Джорджоне, но преисполнены простонародностью и даже грубоватостью.

Еще одно значимое имя русского авангарда — Владимир Татлин. Художник непродолжительное время жил в Нижнем Новгороде. Изобретенные Татлиным живописные контррельефы, модель памятника Третьему Интернационалу — башни Татлина, проект летательного аппарата Летатлина — вот ключевые моменты его художественных открытий, прославивших его имя на весь мир.

Самый дальний уголок музея таит работы художников, которые прославили русский авангардизм. Отец экспрессивной абстракции — Кандинский, а отец геометрической абстракции — Малевич.

В НГХМ можно увидеть полотно Малевича «Косарь» из крестьянского цикла, которое объездило весь мир. Объекты на картине уподобляются геометрическим фигурам. Еще одно полотно — это «Жизнь в большой гостинице» в стиле кубофутуризма.

Картина, которая привлекает внимание посетителей — «Две девочки» Павла Филонова. Она подобна живому организму.

Конечно же, здесь представлены и картины Василия Кандинского, которого ошибочно часто воспринимают как немецкого художника. Хотя он и имел немецкие корни, но истоки его творчества — русские, национальные. Из его работ в музее выставлена «Импровизация IV», одна из ранних работ. В импровизациях, которых, кстати, было несколько, Кандинский уходит от реальности.

Скоро полотна из коллекции нижегородского авангарда уедут на выставки в Новый Иерусалим и Корею. А пока выставка работает до 17 октября. Посещение доступно по предварительной записи на сайте НГХМ.

"