Усадьба Рукавишниковых: тайны дома за миллион

Усадьба Рукавишниковых: тайны дома за миллион

12 декабря 2017, 17:28
Культура
Юлия Исаева
Photo: yandex.net
Усадьба семьи купцов Рукавишниковых, расположенная на Нижне-Волжской набережной, является объектом культурного наследия регионального значения. Вид здания и его апартаменты впечатляют.

Вид здания и его апартаменты впечатляют. Сергей Рукавишников потратил на строительство своего владения ровно один миллион рублей и ни копейки больше. NewsNN предлагает читателям пройтись по коридорам усадьбы и заглянуть в ее потайные уголки.

Декабрьское утро. Морозно. Лучи солнца освещают изящное сине-белое здание на Нижне-Волжской набережной. Идем к главному входу.

Двери такие тяжелые, что приходится приложить немало усилий, чтобы их открыть. Какой же богатырской мощью обладали лакеи позапрошлого века? Подходим к роскошной лестнице 3-этажного дворца. Усадьба Рукавишниковых встречает богатым убранством: лепнина на стенах очаровывает, а в центре потолка можно увидеть творения художников того времени. Вдоль ступеней стоят высокие подсвечники, напоминающие рыцарей, охраняющих замок. За нашей спиной находится единственное подлинное зеркало дворца, сохранившееся со времен его постройки. Оно стоит в резном тамбуре. И кто только не смотрелся в него за 140 лет?! Какие события происходили прямо перед ним? Это зеркало видело многое, оно хранит в себе самые сокровенные тайны домочадцев и их гостей. Стекло пережило и события революции. Подумать только: этими дверями хлопают уже второе столетие, но зеркало держится.

Здесь, как в старых-добрых сказках, приходится делать выбор: налево пойдешь – сувениры приобретешь, прямо пойдешь – в бальный зал попадешь, а направо пойдешь – поход по дому начнешь. Кстати, слева, где сейчас гардеробная и сувенирная лавка, не было ничего, только дверь, ведущая сразу во двор. Те, кто приходили к Рукавишникову на бал, поднимались по лестнице в зал. А деловые партнеры «шли направо» — в деловую зону. Начинаем прогулку по особняку именно с нее. Нас сопровождает заместитель директора по развитию Анастасия Макаренкова.

В первой комнате перед нами предстает инсталляция Нижне-Волжской набережной. Под ней установлен стенд, внутри которого — проектор, показывающий черно-белые снимки из истории создания усадьбы. В углу стоит чугунный радиатор — тоже экспонат прошлого столетия. Самое удивительное, что эти радиаторы проработали с позапрошлого столетия до 2008 года. Семья Рукавишниковых использовала эту комнату в качестве гардеробной.

Идем дальше. Перед нами – бывшая библиотека семьи Рукавишниковых, главным украшением которой является огромное семейное древо, изображенное на стене. Создатель этого дворца – Сергей Рукавишников – в центре. Его фотографии не сохранились, поэтому указаны лишь годы жизни (1852—1914). Здесь же стоит книжный шкаф, который принадлежал купцу.

Следующее помещение вызывает восторг. Это рабочий кабинет – главная комната на первом этаже. Он роскошный: темно-розовые с золотыми переливами цвета его убранства притягивают взгляд. В стене камин сохранившейся в первозданном виде. Интересный факт: этот кабинет называют «львиной комнатой» — по углам можно увидеть маски львов. Один из них раньше охранял потайной сейф Рукавишникова, в котором он хранил ценные бумаги и деньги. Сейчас железный шкаф пуст.

Чугунная лестница, построенная для прислуги, по которой экскурсоводы редко водят туристов, приводит нас в господскую кухню. В наше время там лишь буфет. Еще одно огорчение — в этот раз нам не удастся попасть в спальню Рукавишниковых — ремонт. Мы побывали во внутреннем дворе дома. Там висит термометр, который принадлежал семейству. Подходим, чтобы сверить. -2, все верно. Возвращаемся в дом через дверь, ведущую со двора.

Из окна в лестничном пролете видны огромные черные ворота, отделяющие набережную от внутреннего двора усадьбы. За ними — жилой дом. По словам нашей спутницы, раньше из окна был виден храм, который разрушили большевики, и нижегородский кремль.

Сами Рукавишниковы жили на 2 этаже. Туда и отправляемся. Перед нами небольшой коридор. Он делит 2 этаж на две части: парадную и жилую. Сворачиваем влево. В центре зала стоит большой накрытый стол. Вокруг -6 стульев. Здесь собиралась семья Рукавишниковых и их гости. В доме часто бывали губернатор, архиерей и полицмейстер города. В стенах комнаты есть вентиляционные решетки XIX века. В углу, в шкафчике, старая посуда. Уже 150 лет назад было модно делать фото на посуде. «Саша – милаша», —гласит надпись на одной из тарелок.

После столовой - гостиные. Их три, они считались личным семейным пространством вместе со спальнями. У каждой комнаты свой цвет, свой интерьер. В первой создается впечатление, что мы находимся в летней беседке. Почему? Посмотрите на потолок! Там изображена крыша беседки, украшенная цветами, на фоне синего неба. Мы даже забыли, что на улице зима. В правом углу стоит столик для рукоделия. Важным атрибутом этой комнаты при жизни Рукавишникова была коллекция картин, которая считалась городе самой богатой. На столе справа лежат старинные газеты и карты, в которые играли гости.

Во второй гостиной почти нет экспонатов. Но есть мебель, передающая атмосферу того времени. По периметру стоят невысокие столики. Комната является проходной: из такого маленького помещения ведут три двери: из левой пришли мы, правая проводит в следующую гостиную, а центральной пользовались слуги, приносящие еду и напитки.

Впереди нас ждет большая парадная гостиная. Здесь много ярких красок. Углы у комнаты скошенные, будто их нет. В медальонах на потолках изображены ангелы. Это подлинная живопись 19 века. Практически всю комнату занимает огромный круглый стол. Сейчас здесь активисты проводят общественные заседания. Во времена Рукавишниковых стола здесь не было, а гости вели беседы, устроившись на многочисленных диванах.

Двери справа открываются, и мы проходим в сердце усадьбы — в бальный зал. Он огромен! На потолке изображены небо и птицы. Кажется, что крыши нет. Комната высотой 2 этажа. Огромное зеркало на левой стене. Узнаем, что Рукавишников проводил свой первый прием во дворце без него. Купец решил построить усадьбу за миллион рублей. Но зеркала увеличили сумму на 16 тысяч. Тогда Рукавишников развернул их обратно в Москву буквально на полпути, и сдержал слово, открыв двери дома, построенного ровно за миллион.

Сергей Рукавишников скончался в 1914 году. Его сын Иван не последовал по пути отца и стал писателем. После революции он вместе со своим братом Митрофаном организовал в фамильном особняке народный музей.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter