Posted 10 августа 2017,, 17:01
Published 10 августа 2017,, 17:01
Modified 3 ноября 2022,, 17:19
Updated 3 ноября 2022,, 17:19
Как пишет газета "Известия", среди серии концертов, посвященных памятной дате знаменитого исполнения шедевра Дмитрия Шостаковича в блокадном Ленинграде, главным событием стала творческая встреча в Президентской библиотеке. На вечере прозвучали воспоминания очевидцев событий той поры, небольшие лекции ученых и выступления молодых музыкантов.
Концерт симфонической музыки в блокадном городе, жители которого погибают от голода, холода и болезней, является уникальным в истории искусства событием. Вероятно, поэтому многие полагают, что первый раз Седьмая симфония Шостаковича прозвучала именно в Ленинграде. Однако один из лекторов, выступавших в Президентской библиотеке, музыковед и автор книги о Шостаковиче Иосиф Райскин сообщил собравшимся, что это заблуждение. В марте 1942 года Райскин, которому тогда было семь лет, оказался свидетелем дебютного исполнения произведения в Куйбышеве (сегодня – Самара), где Шостакович находился в эвакуации. За пультом стоял Самуил Самосуд. По словам Иосифа Генриховича, победа была еще далека, но это сочинение, созданное в жизнеутверждающей тональности до мажор, уже тогда говорило об окончании войны.
После исполнения в Куйбышеве, музыкальное творение Шостаковича неоднократно звучало во многих городах мира. Самосуд заново продирижировал произведением в Москве, Евгений Мравинский — в Новосибирске, Генри Вуд — в Лондоне, Артуро Тосканини — в Нью-Йорке. Но самое знаменитое исполнение состоялось 9 августа того же года в осажденном Ленинграде. Дирижером выступал Карл Элиасберг, стоявший во главе оркестра Ленинградского радио, единственного симфонического коллектива города, не вывезенного в эвакуацию.
Начальник управления радиовещания ОАО «ТРК Петербург», расположенного в Доме радио, Юрий Радкевич, рассказал источнику, что поскольку в начале блокады в Ленинграде местное радио не проигрывало музыку, оркестр оказался в непростой ситуации. Но впоследствии Жданов дал распоряжение вернуть музыку в эфир. Так исполнение Седьмой симфонии стало ярчайшей страницей в музыкальной жизни блокадного Ленинграда.
В нотной библиотеке Дома радио сохранился оригинал партитуры, своеобразный мини-дневник, где помимо записей и пометок можно обнаружить, например, эскиз фигуры Элиасберга.
cdn.iz.ru