Posted 21 декабря 2021,, 11:14

Published 21 декабря 2021,, 11:14

Modified 3 ноября 2022,, 19:31

Updated 3 ноября 2022,, 19:31

Очередные неудобства? Что не так в новой транспортной схеме Нижнего Новгорода

21 декабря 2021, 11:14
Жителям Нижнего Новгорода представили новую транспортную схему, которая будет внедряться в городе в 2022–2025 годах. NewsNN выяснил, какие изменения произойдут в маршрутной сети и как к ним относятся нижегородцы.

Новую КТС правительство Нижегородской области анонсировало еще в июле 2021 года, на Moscow Urban Forum. В том же месяце регион направил правительству РФ заявку на предоставление инфраструктурных бюджетных кредитов, в том числе — на развитие транспорта. На уровне президента России Владимира Путина инициатива была одобрена.

Попытка номер… пять?

Напомним, что администрация Нижнего Новгорода пытается обновить транспортную схему еще с 2012 года. Специалисты разработали по поручению мэрии несколько проектов, но до 2017 года ни один из них так и не был внедрен. В 2017 году власти решили реализовать схему, созданную ООО «СтройИнвестПроект» в 2014–2015 годах за 61 млн рублей. Она предполагала ликвидацию дублирующих маршрутов и появление более коротких — для уменьшения пробок в городе. Но против проекта выступили частные перевозчики, которым не хотелось терять «хлебные» длинные маршруты. Они провели несколько митингов в защиту своих интересов. Самой массовой стала акция на площади Ленина, на которой присутствовали около 200 нижегородцев. Через некоторое время после протестов в мэрии заявили, что документ необходимо доработать. По словам на тот момент главы Нижнего Новгорода Владимира Панова, в нем «отсутствовали адекватные расчеты».

В 2018 году нижегородцам презентовали новую КТС. На этот раз чиновники предлагали убрать часть частных маршрутов, заменив их муниципальными. Также они собирались увеличить автопарк и размеры общественного транспорта для удобства пассажиров. Но после ухода Панова с поста мэра реализация проекта была приостановлена.

По словам бывшего председателя комиссии думы Нижнего Новгорода по транспорту Алексея Гойхмана, проекты не имели серьезных изъянов. «Когда я сидел в комиссии, мне казалось, что это эффективные схемы. Сложно сказать, почему они так и не заработали», — отметил он в беседе с NewsNN.

В то же время, по мнению эксперта, «многое при внедрении таких реформ становится понятно только на практике». К тому же КТС быстро устаревают. «Появилась новая станция метро или микрорайон — и все, нужно дополнять проект», — отметил экс-депутат.

Какие изменения ждут на этот раз?

С 2022 года региональное правительство намерено реализовать в Нижнем Новгороде транспортную схему, разработанную питерским Институтом «Стройпроект» за 75 млн рублей. Как же она изменит жизнь жителей города?

Во-первых, новая схема предполагает оптимизацию существующей маршрутной сети. В следующем году многие маршруты будут сокращены, и более двух десятков — вообще исчезнут. Это увеличит для граждан число пересадок, но заметно сократит количество транспортных средств на дороге за счет ликвидации маршрутов-дублеров. Предполагается, что скорость передвижения пассажиров вырастет на 30%.

К примеру, автобус А-7 будет следовать через Борский мост, по улицам Карла Маркса и Бетанкура, а затем возвращаться на нынешний маршрут. Автобус А-9 не будет ездить дальше микрорайона «Соцгород-2», а конечную остановку А-41 переместят к Борскому мосту. Кроме того, маршруты автобусов №Т-31, Т-55, Т-81, Т-75, Т-88, Т-93, Т-76 и Т83 станут муниципальными, а автобус А-95 власти планируют отменить.

Во-вторых, разработчики транспортной схемы предлагают отказаться от маршрутных такси с нерегулируемыми тарифами. На все виды общественного транспорта будет распространяться единая стоимость проезда. Пересадки между одним видом транспорта станут бесплатными. Предполагается, что так нижегородцы смогут сэкономить деньги.

В-третьих, региональное правительство вложится в развитие в Нижнем Новгороде электротранспорта — прежде всего, метро. Напомним, что в городе планируется построить четыре новые станции. Но на транспортной схеме они пока не отражены.

В-четвертых, к 2025 году в Нижнем Новгороде появится новый мост через Оку. Он соединит улицу Фучика в Автозаводском районе и поселок Новинки Приокского района.

Опять не угодили?

Нижегородцы отнеслись к грядущим нововведениям неоднозначно.

«Нельзя ли уменьшить количество пересадок? Людям пожилого возраста и с заболеваниями довольно нелегко „прыгать“ с автобуса на автобус. Ограничивается тем самым передвижение по городу. Конечно, вышестоящие чины ездят на машинах — поэтому им и трудно понять», — пишет в соцсетях Елена.

«Хватит издеваться! Сумасшедшие деньги отдают за это, а жителям передвигаться все хуже и хуже… У нас убрали 25 и 35 маршрутки, теперь из Щербинок проблема уехать, иногда стоишь по 40 минут!», — добавила другая нижегородка с именем Елена.

«Прекрасно. Ближайшая станция метро для жителей 7-го микрорайона „Двигатель революции“ или „Пролетарская“ и построены они 30 лет назад. Вот только трамвайные пути проложить забыли… Но, возможно, я ошибаюсь, трамвайные пути пойдут по объездной дороге к метро „Парк культуры“. Так и выживают сормовичей из Сормова, чтобы ни сормовичей, ни Сормова и в помине не осталось», — отметила Галина.

«На Автозаводе теперь вообще беда с транспортом. Все нужные маршруты убрали или очень неудобно скорректировали. 98 маршрутки нет, 83 теперь тоже изменили. Для чего?», — негодует Анна.

Глава Центра помощи автомобилистам Сергей Кузин считает, что страхи граждан преувеличены. Кроме того, в крупном мегаполисе выгодно вкладываться в общественный транспорт. «Мнение жителей — не экспертная оценка, и в них много интуитивного, но не верного. К примеру, часто автомобилисты и пассажиры не понимают, что чем меньше средняя скорость транспорта, тем быстрее они доберутся до точки назначения. Это не абсурд, это математика. Кроме того, город должен двигаться в сторону отказа от личных автомобилей, какими бы они не казались удобными», — отметил Кузин в беседе с NewsNN.

В то же время эксперт убежден, что необходимо активно обсуждать новую схему и дорабатывать ее совместно с горожанами. «Хотелось бы, чтобы общественные обсуждения в этот раз велись в городе, районах и были эффективными. От этого зависит, насколько внедренная транспортная схема будет соответствовать потребностям нижегородцев», — добавил он.

Однако специалист по устойчивому развитию городов, доцент ННГАСУ Александр Иванов считает, что новая транспортная схема нерациональна. «Она отражает нынешнюю градостроительную политику, когда в обход от старого градостроительного плана строятся мосты не внутри города, а на окраине — причем только один. Странное решение, ведь у Нижнего Новгорода уже есть пригороды, и там тоже необходимо улучшать инфраструктуру. Кроме того, у людей из Новинок, ради которых все это будет сделано, переправа может быть не востребована, если они не собираются работать на Автозаводе», — высказал свое мнение эксперт.

Иванов заметил, что в последнее время Нижний Новгород расширяется за счет присоединения новых районов, но плотность населения падает из-за различных демографических и социально-экономических причин. Этот тренд заметно тормозит развитие общественного транспорта. «Мы движемся к тому, чтобы стать городом-размазней, городом американского типа. Но в таком случае общественный транспорт Нижнему Новгороду не выгоден. У людей все чаще возникает потребность в покупке личного автомобиля и в инфраструктуре для него», — полагает спикер.

Он добавил, что оптимизация транспорта, прописанная в новой схеме, может негативно отразиться на бюджете муниципалитета, если мэрия Нижнего Новгорода не закупит новые автобусы и не компенсирует отсутствие частного транспорта на маршрутах.

"