Posted 21 ноября 2017,, 10:41

Published 21 ноября 2017,, 10:41

Modified 3 ноября 2022,, 17:16

Updated 3 ноября 2022,, 17:16

В Нижнем Новгороде последовательно уничтожают деревянные дома

21 ноября 2017, 10:41
На прошлой неделе глава Нижнего Новгорода Елизавета Солонченко обсудила с градозащитниками снос деревянных домов. В последние годы в городе идет массовое уничтожение исторических зданий, однако об их сохранении нижегородские власти задумались только в ноябре 2017 года.

12 октября 2017 года экскаватор снес деревянный дом Дом №73/5 литера А по ул. Большая Печерская. Все произошло днем. Председатель «Общественного Совета нижегородцев за жизненное пространство» Мария Попова сообщила NewsNN, что дом не входит в состав ОКН, он расселен. Информацию изданию подтвердили в горадминистрации. Таким образом, снос еще одного деревянного дома в Нижнем Новгороде никто не заметил.

11 ноября Солонченко сообщила о встрече с градозащитниками на своей странице в Instagram. Она пояснила в посте, что деревянные дома в территории ул. Славянской и Студеной попали в зону, выставленную на аукцион по развитию застроенных территорий. «Хотя уникальные деревянные дома никто не планирует сносить, и инвестору ставятся жесткие условия по сохранению зданий, у активистов есть опасения, что историческим постройкам грозит уничтожение», — рассказала Солонченко.

По словам главы Нижнего Новгорода, она сама начала бояться за сохранность деревянных домов, поскольку примеров сохранения зданий после передачи их инвестору нет. «Мы начали обсуждение возможности приостановления аукционов до принятия решения о том, как можно избежать уничтожения деревянных строений и уже проинформировали губернатора об этой проблеме», — сообщила она.

Историческая среда Нижнего Новгорода постепенно утрачивается. Там, где это происходит, современные постройки начинают смотреться уместно, исторические, напротив, выглядеть нелепо. Так стало с улицей Горького, которая некогда была местом жительства русской интеллигенции. Сейчас под угрозой исчезновения находятся деревянные здания старого Нижнего.

19 ноября издание KozaPress опубликовало открытое письмо врио губернатора Нижегородской области Глебу Никитину. В нем активисты сообщают, что чиновник не явился на круглый стол, посвященный вопросу спасения исторической деревянной застройки столицы области и поэтому он вынуждены рассказать о городской проблеме таким образом. Подписавшиеся просят Никитина выслушать их предложения по сохранению последних в Нижнем Новгороде деревянных домов.

«Власти пока ничего не предприняли для того, чтобы спасать, реставрировать или консервировать деревянные дома исторической части города. За последние 15 лет ни одного деревянного дома в Нижнем Новгороде не было отреставрировано», — рассказала NewsNN координатор общественного движения «СпасГрад», кандидат исторических наук Анна Давыдова.

В 2015 году депутаты Гордумы разработали программу передачи домов-памятников инвесторов — «рубль за метр». Они составили список из 18 объектов, которые в срочном порядке необходимо отреставрировать. В документе преобладали дома, не имеющие статуса памятника. Только шесть являются объектами культурного наследия, остальные — ветхие и аварийные.

Ранее эти дома, за исключением ОКН, были включены в аукционную документацию по РЗТ (развитие застроенных территорий— прим. ред.). Постановление Гордума подписала в конце января 2014 года. По решению регионального парламента с 1 января 2015 года полномочия по внесению изменений в генплан Нижнего Новгорода в правила землепользования и застройки перешли в ведение правительства Нижегородской области. Аукционы проводились с 2015 по 2016 годы. Градостроительные полномочия вернули Нижнему Новгороду только в 2017 году.

Попова сообщила изданию «В городе Н», что аукционы по передаче срываются из-за отсутствия заявителей. «Рано или поздно застройщик найдется. Под снос может попасть и купеческая Ильинка. Не все здания признаны объектами культурного наследия, но обычные дома исторической застройки, не защищенные законом, тоже имеют ценность, а механизмов их сохранения у нас нет», — сообщила она.

Дом №17 по ул. Почтовый съезд сожжен. Он входил в вышеупомянутый список. Дом №2 по улице Славянская передали РПЦ под строительство подсобного помещения. Сейчас здание обнесено забором. В январе 2017 года власти приняли решение сохранить в данном списке только дома ОКН. Дома, сохраняющие историческую среду города, оттуда исключили.

Также в программе находятся дома №39, 35, 37 по ул. Грузинская. В 2017 году администрация намеревалась реализовать с аукциона пять аварийных исторически ценных зданий по начальной цене в один рубль: д.17 и д.19 по ул. Почтовый съезд, д.35 и д.39 по ул. Грузинская и д.8 по ул. Варварская.

Заместитель председателя комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами (КУГИ и ЗР) Ирина Брагина пояснила НИА «Нижний Новгород», что право аренды на остальные объекты планируется реализовать с аукциона до конца 2017 года.

План реставрации еще одного дома, расположенного по ул. Варварская, 8, разработали еще в 2008 году. Эксперты отмечают, что «из-за нынешнего плачевного состояния дома, его придется разрабатывать вновь». 10 июня прошлого года загорелся дом №44 по ул. Большая Покровская. Постройка — объект культурного наследия регионального значения — «Флигель Катанской».

Здание №35 по ул. Грузинская cожгли в 2013 году. Тогда городом руководил зампред областного Заксобрания Олег Сорокин. Несмотря на то, что интерьеры дома разграблены, а перекрытий и кровли нет, здание еще подлежит сохранению. Также летом 2014 года в Нижнем Новгороде снесли дом нижегородского музыканта Александра Кривауса.

Сорокину в период руководства городом не были интересны ни деревянные, ни каменные исторические здания. Они не просто гнили и горели. Основанная Сорокиным компания-девелопер «Столица Нижний» и подконтрольные ей структуры планомерно уничтожали историческую часть города.

Если свои первые торговые комплексы и ЖК «Столица Нижний» возводила на участках обанкротившихся заводов, то со временем фирме необходимо было перейти на новый уровень. Мечта каждого застройщика — возвести здания в центре города. Это показывает статус компании. Земля в центре Нижнего Новгорода закончилась. Освободить ее можно, снеся исторические здания.

Так, например, вышло историческими с домами в треугольнике, ограниченном улицами Горького, Новой и Ильинской. Все дома, кроме того, в котором проживал Максим Горький, снесли. Расчищенный участок выкупило ООО «Регионинвест52», аффилированное с супругой Сорокина — Эладой Нагорной.

В 2015 году активисты подготовили петицию об отставке Сорокина с поста руководителя города из-за массовой застройки города торговыми центрами «Столицы Нижний». Людям, пришедшим на должность главы Нижнего Новгорода, также не были интересны деревянные дома.

По словам Давыдовой, раньше власти обещали, что деревянные дома будут сохранены путем привлечения инвесторов. «К сожалению, до настоящего времени подобный способ приводил к тому, что объекты культурного наследия превращаются в руины. Например, дом Чардымова по адресу Большая Печерская, 54. Инвестору передавали площадку с этим домом, чтобы он его отреставрировал. В результате инвестор обанкротился, а дом развалился», – говорит она.

К проблеме сохранения деревянных домов в Нижнем Новгороде привлекали и президента РФ Владимира Путина. В апреле 2016 года Давыдова попросила его вмешаться в судьбу дома купца Смирнова. Путин поручил властям области разобраться в проблеме. Дом исключили из прогнозного плана приватизации имущества. Так, исторический объект перешел в управление Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника для капремонта и реставрации.

Реконструкция дома должна была начаться весной-летом 2017 года. Затем выяснилось, что жилище купца Смирнова разберут, поскольку отреставрировать его уже невозможно.

Несмотря на поручение Путина о совместной работе госструктур с общественными организациями, данное в конце 2016 года, власти Нижегородской области продолжали игнорировать требования вышестоящего руководства. «Варяги» вроде экс-губернатора Валерия Шанцева не чувствуют родства с регионом. Ведь они не родились в Нижегородской области, у них нет теплых воспоминаний, связанных с архитектурой столицы, их детство и юность прошли в других городах.

Приезжие чиновники не видят разницы между флигелем одного деревянного дома и верандой другого. Их сердца не щемит факт, что исторические здания Нижнего Новгорода с каждым годом становятся менее ухоженными. А следовательно, снос бессмысленных, на них взгляд, построек ради зданий из стекла и бетона — вопрос времени.

"