Posted 1 февраля 2018,, 11:22

Published 1 февраля 2018,, 11:22

Modified 3 ноября 2022,, 17:30

Updated 3 ноября 2022,, 17:30

Ритуальные услуги в Нижнем: дорогие «частники» и скандальные «муниципалы»

1 февраля 2018, 11:22
Сфера оказания ритуальных услуг в Нижнем Новгороде остается неурегулированной. NewsNN выяснил, что горожане жалуются на дорогие похороны у частных фирм и звонки от ритуальных агентов, а муниципальные организации скандалят с предпринимателями и снижают прибыль.

В Нижнем Новгороде находятся 17 муниципальных кладбищ. Три открыты для захоронений — это «Ново-Соромовское», «Нижегородское» и «Новопокровское» кладбища. На 14-ти производят погребения в родственные захоронения.

По данным Spark Interfax, в столице региона зарегистрированы порядка 30 ритуальных организаций. Большинство из них не предоставляют данных о прибыли. По данным NewsNN, в среднем, доход нижегородских ритуальных организаций составил от 8 до 10 миллионов рублей по итогам 2016 года. За минувший год населения города сократилось на 2 796 человек.

Часть компаний оказывает услуги за пределами Нижнего Новгорода — в Бору, Кстово, Лысково. Поэтому отделить средства, вырученные от похорон в этих городах для подсчета средней стоимости услуги в Нижнем Новгороде, сложно. Возможный подсчет не отразит существующую картину ритуального бизнеса в столице региона. Поэтому корреспонденты NewsNN опросили игроков рынка и горожан.

Реклама одного из частных ритуальных агентств заявляет, что похороны обойдутся нижегородцу в 5,6 тысяч рублей — ровно в компенсацию на погребение, выделяемую государством. Сотрудник фирмы сообщил NewsNN, что похороны стоят 18 тысяч рублей, из которых жителю города вернут 5,6 тысяч рублей. Еще в трех организациях корреспонденту назвали сумму в 20 тысяч рублей.

«За самые дорогие похороны, на моем веку, наша компания получила около миллиона рублей. Тогда пришлось везти цветы для венков из Москвы, так как в Нижнем таких не было», — рассказал NewsNN представитель одной из ритуальных компаний города.

По его словам, в Нижнем Новгороде нет достаточного числа специалистов, которые смогут достойно загримировать покойного. «Их на весь регион максимум двое. Остальные могу так раскрасить умершего, что родственники начинают жаловаться, требуют смыть макияж. Кроме того, это очень дорогие услуги — начиная от 10 тысяч рублей. Поэтому мы стараемся отговорить людей. Припудрить может и сотрудник ритуальной компании — 500 рублей», — сказал он.

Некоторые агенты нижегородских ритуальных компаний готовы похоронить и живого человека. В октябре 2015 года женщине предложили похоронить еще не почившего отца — виновных не нашли. Ритуальный агент пришел домой к женщине. В 2010 году в Нижнем Новгороде из-за утечки информации осудили старшего врача «скорой помощи». Тогда сотрудник организации также пришел к тяжелобольному мужчине. Основным покупателем врачебных тайн признали Нижегородскую ритуальную компании (НРК). Сотрудника «скорой» задержали при передаче ему от НРК 60 тысяч рублей.

По словам нижегородца Андрея Петрова (имя и фамилия изменены), ритуальный агент позвонил через минуту после звонка его родственников в «скорую помощь» с сообщением о смерти родственницы.

«Спросили — есть ли место где хоронить. Я на автомате ответил — нет. Предложили место на любом кладбище Нижнего Новгорода. По секрету сказали, что присматривают могилы, за которыми давно никто не ухаживает и, что договорятся с кем надо, чтобы там похоронить и потом не было никаких вопросов к нам. Мы тогда отказались. Но многие нижегородцы с этим соглашаются и хоронят родственников на давно закрытых городских кладбищах, не в семейных могилах», — рассказал Петров NewsNN.

Если стоимость услуг «частников», в среднем, превышает 12 тысяч рублей с учетом компенсации, то «муниципалы» официально заявляют, что готовы хоронить нижегородцев за меньшие деньги. В МП «КРУН» корреспонденту NewsNN сообщили, что минимальная стоимость услуги обойдется в 5 562 рубля. «Это реальная стоимость, за которую мы хороним. У нас муниципальное предприятие, у нас так. Потому что есть люди, у которых совсем нет денег», — сказал представитель организации.

Позже корреспондент NewsNN позвонил в «КРУН» как частное лицо. Представители организации объяснили ему, что уложиться в 5 562 рубля ему не удастся. «В этот набор входят гроб, подушка и одеяло, катафалк до места захоронения и рытье могилы на одном из открытых кладбищ. За все остальное нужно […] доплачивать. Если найдете своих людей, то несут они, если нет, то бригаду нужно будет оплатить. Крест, табличка, бригада — за все это доплачивать», — сообщили в «КРУН».

Нижегородцы жалуются и на высокую стоимость мест на кладбищах. Один из собеседников сообщил NewsNN, что на одном из местных кладбищ ему выделили место «на крайней линии» — он хоронил родственника. «Сказали: «Хочешь ближе — плати». Выяснилось, что сотрудники кладбища сами разыскивают местечки, где заросли деревьев. Расчищают их и продают. Цена зависит от близости к началу. […] В 2009 году мы покупали место за 4000 тысячи рублей, довольно далеко от центра. А вот в самом начале места продают для элиты, цены соответствующие», — сказал собеседник.

Нижегородское МКУ «Управление муниципальных кладбищ» заявляет, что жалоб на непредоставление бесплатных мест на кладбищах не зафиксировано и претензий в его адрес нет.

По мнению руководителя «Управления муниципальных кладбищ», депутата гордумы Николая Ингликова, «КРУН» должен быть единственной организацией, предоставляющей ритуальные услуги в Нижнем Новгороде. Ингликова назначили на должность в июле 2016 года с поста гендиректора «КРУНа». С этого момента в организации началась череда скандалов.

В апреле 2017 года сотрудники «КРУН» и «Управления муниципальных кладбищ» адресовали открытое письмо тогда еще губернатору Нижегородской области Валерию Шанцеву. Они заявили, что Ингликов, фактически, до сих пор руководил «КРУНом». За время работы депутата гордумы на должности гендиректора, выручка «КРУНа» снизилась — сотрудники боялись остаться без работы. В послании сообщалось, что на муниципальных кладбищ продавались изделия из камня, выполненные ООО «Динго». Эта структура аффилирована с супругой гендиректора «Управления муниципальных кладбищ» — Мариной Ингликовой.

По данным Spark Interfax, Ингликова владеет 7 компаниями, связанными с созданием объектов благоустройства могил. Выручка ООО «Динго Плюс» в 2016 году составила 17,4 миллиона рублей, ООО «Динго-Регион» — 6,01 миллион рублей. Деятельность обоих фирм — резка, обработка и отделка камня для памятников. ООО «Карельский камнеобрабатывающий завод «Динго-Стоун» в 2016 выручил 9,5 миллионов рублей, ООО «Дингострой» — 2,9 миллионов рублей, ООО «Перспектива-НН» — 16,2 миллиона рублей. Еще две компании Ингликовой — ООО «Динго Ферро» и ООО «Элтон» не обнародовали данные о выручке. Бывшим учредителем всех фирм является ее муж.

В 2017 году областной УФАС инициировал в адрес «КРУНа» и «Управления муниципальных кладбищ» несколько исков. Один из них касается договора между двумя компаниями на размещение элементов благоустройства.

В 2016 году «КРУН» получил от комиссии по инвестиционной политике и земельным отношениям Нижнего Новгорода разрешение на благоустройства нескольких кварталов семейных захоронений в Кстовском районе. «КРУН» разрешал жителям хоронить на благоустроенных аллеях только за отдельную плату. Кроме того, организация заключила с нижегородской горадминистрацией договоры об укладке асфальтобетонного покрытия и установке металлических оград на 5 лет, сообщили антимонопольщики.

В апреле 2017 года «Управление муниципальных кладбищ» издало приказ, запрещающий выдавать разрешения на захоронение в местах, отданных «КРУНу» для благоустройства на территориях семейных захоронений в «Ново-Соромовском» и «Нижегородском» кладбищах. Речь шла об участках, где работы по установке оград и кладке асфальтобетонного покрытия пока не завершены. Областное УФАС потребовало отменить документ.

Как выяснил NewsNN, по состоянию на январь 2018 года облагороженные места на «Нижегородском» кладбище продолжают продавать. По словам коменданта одного из нижегородских кладбищ, его и коллег могут уволить, если они предоставят место бесплатно. Комендантов ожидает та же судьба, если они нарушат постановление администрации, где сказано, что в России отсутствуют ограничения на рытье могил.

Нижегородские предприниматели активно жалуются на действия «КРУН» и «Управления муниципальных кладбищ» в горадминистрацию, нижегородскую думу и прокуратуру РФ. Конкретных ответов они пока не получили.

Ингликов конфликтовал с братьями ЕрмиловымиЭдуардом и Владиславом. Первый — бывший смотритель кладбища «Нижегородское», второй — предприниматель, фирма которого занимается рытьем могил. Жалобы в УФАС по Нижегородской области адресовал Эдуард Ермилов. СМИ сообщали, что у Владислава Ермилова произошла череда бизнес-конфликтов с Инликовым.

В январе 2018 года Эдуарда Ермилова уволили с должности смотрителя «Нижегородского». В горадминистрации NewsNN сообщили, что мужчину уволили по п.5 ст. 81 Трудового кодекса РФ (неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание). Ингликов в разговоре с корреспондентом NewsNN заявил, что в его адрес от Ермилова поступали сообщения негативного характера. «Я написал заявление в полицию. А правоохранительные органы пусть разбираются: угрозы это или нет», — сказал он.

В июле 2017 года на работу «КРУНа» обратила внимание горадминистрация. По данным чиновников, организация вошла в список неэффективных МУПов. При 170 миллионах рублей выручки «КРУН» снизил чистую прибыль на 98%. Руководству муниципальной организации поручили вернуть показатели 2015 года и перечислить часть прибыли в городской бюджет.

"