На территорию Петропавловской крепости можно войти бесплатно. Я выбрал путь через Иоанновский мост от станции метро «Горьковская».
За Иоанновскими воротами начинается пешеходная зона с разными типами покрытия. По центру и на Соборной площади дорожки вымощены булыжником, который ощутимо чувствуется через подошву.
Вход в сам Петропавловский собор и Великокняжескую усыпальницу обойдется в 700 рублей. Цена за билет показалась довольно высокой. В тот же самый Эрмитаж можно пройти за 500 рублей.
Купить право на проход можно в желтом здании с белыми колоннами рядом с собором — это так называемый Ботный дом (здание №3Д). Когда-то в 1762–1766 годах его построили специально для хранения исторического бота Петра I — маленького судна, положившего начало российскому флоту. Теперь здание выполняет функцию билетной кассы.
Петропавловский собор встречает посетителей своим величественным видом. Его высокий золотой шпиль с фигурой ангела виден издалека.
Нетипичная для православных храмов архитектура сразу бросается в глаза — это результат работы итальянского архитектора Доменико Трезини, который строил собор с 1712 по 1732 год.
Вход в здание находится со стороны Соборной площади. Пройдя через высокие деревянные двери вы увидите пару охранников, которые попросят вас приложить штрихкод билета к специальному турникету.
Внутри атмосфера не менее захватывающая. Особенно запомнился потрясающий золоченый иконостас — настоящее произведение искусства, подаренное храму самим Петром I и Екатериной I. Мастера-резчики создавали его по рисункам Трезини, а программу иконостаса составили император и архиепископ Феофан Прокопович.
В пяти больших киотах размещены 43 иконы, написанные в 1726–1729 годах русскими иконописцами Поспеловым и Протопоповым.
Также внимание привлекла кафедра для проповедей перед алтарем. Оказывается, такая практика чтения в православных церквях появилась именно при Петре I. А симметрично кафедре находится царское место — помост для императора во время богослужений.
Еще одно открытие — Петропавловский собор долгое время служил хранилищем трофейных знамен и ключей от захваченных русскими войсками городов и крепостей. Сейчас здесь можно увидеть копии шведских и турецких знамен, а оригиналы хранятся в Эрмитаже.
Собор соединен галереей с Великокняжеской усыпальницей, построенной для погребения членов императорского дома Романовых. По пути я рассматривал множество артефактов в коридоре — слепок лица Петра I, иллюстрации похоронных обрядов царей, информацию об особенностях устройства собора и его строительстве. Было очень интересно.
Атмосфера усыпальницы произвела на меня еще большее впечатление. Только что я находился в пространстве, украшенном позолотой, пестрыми изображениями ангелов на стенах и потолках, как вдруг очутился в белоснежном помещении с высокими сводами и строгой геометрией.
Нижняя часть стен облицована серым мрамором, верхняя — белым камнем с изящной лепниной. Пол выложен шахматным рисунком, который подчеркивает симметрию пространства.
В центре помещения виден арочный проем с витражом «Воскресение Христово». Мягкий свет, проникающий через окна и витраж, наполняет усыпальницу особым умиротворением.
Одно из самых ярких впечатлений я получил, выйдя из крепости через Невские ворота. Несмотря на пасмурное начало марта, отсюда открывается впечатляющая панорама на Ново-Михайловский, Владимирский и Зимний дворцы. Величественные здания на противоположном берегу даже в серых тонах выглядят монументально и загадочно. А сама Нева, скованная льдом, придавала этому виду какую-то особую, северную строгость и величие.
Пожалел ли я о том, что посетил крепость? Нисколько. Если вы когда-нибудь будете в Санкт-Петербурге, обязательно побывайте там.
Ранее NewsNN писал, как быстрее всего добраться из Нижнего Новгорода в Крым.