Posted 11 марта, 05:00
Published 11 марта, 05:00
Modified 11 марта, 05:00
Updated 11 марта, 05:00
По данным на 1 января 2025 года, в Нижегородской области насчитывается 904 искусственных сооружения (речь идет о мостах и путепроводах). При этом в столице Приволжья находится девять больших транспортных мостов. К несчастью, состояние переправ часто оставляет желать лучшего. Причин тому много — от естественного изнашивания конструкций до недостаточного финансирования ремонта.
Мосты оказываются в плохом состоянии по многим причинам. В основном из-за большой нагрузки. Ежедневно по переправам проезжают тысячи машин. Вдобавок к этому, большегрузы зачастую игнорируют весовые ограничения и ездят по тем мостам, которые для них вовсе не предназначены. Также конструкции переправ изнашиваются естественным образом. За ними нужен особый контроль, ведь ремонт должен производиться вовремя.
По словам доцента ННГАСУ Александра Иванова, мосты — очень значимые объекты для города, и важно то, из каких материалов они сделаны.
«Специалисты должны за этим следить и принимать решения. Как и за любым сооружением городской инфраструктуры нужен уход. Это должно обеспечивать безопасность и функциональность мостов», — подчеркнул собеседник NewsNN.
Как рассказал NewsNN депутат Госдумы от Нижегородской области Владислав Егоров, огромное количество мостов в регионе находятся в плохом состоянии.
«Большинство переправ уже выработали свой ресурс. Они строились очень давно. Даже Метромост, который мы до сих пор считаем новым, был открыт в 2009 году. А нагрузка на него большая — от метро и машин», — отметил он.
Так, например, большой проблемой для дорог и мостов в округах Нижегородской области стало строительство трассы М-12.
«При работах использовалась очень мощная тяжелая техника. Дорожное полотно оказалось разбитым, его не привели вовремя в порядок, дело дошло до аварийного состояния», — сообщил Егоров.
В особенно критическом состоянии в регионе находится дамба Нижегородской ГЭС. Еще два года назад жители Заволжья и Городца стали массово жаловаться на разрушение дороги.
Также в настоящий момент в Нижнем Новгороде идет капитальный ремонт Мызинского моста. Работы оцениваются в 230 млн рублей. Ремонт планируют завершить до декабря 2026 года.
Кроме того, продолжается реконструкция старого Борского моста. Сейчас движение по нему ограничено. Эим летом ремонт коснется и Канавинского моста.
Нижегородскую гидроэлектростанцию построили около Заволжья в 1948–1962 годах (тогда она называлась «Горьковская ГЭС»). Плотины гидроузла имеют общую длину 18,6 км и являются самыми протяженными среди аналогичных конструкций в России.
Нижегородская ГЭС нужна для выработки электроэнергии (сейчас среднегодовой показатель равен 1513 кВт/ч). Кроме того, станция улучшает условия судоходства на Волге на участке Рыбинск — Нижний Новгород.
Дамба Нижегородской ГЭС разрушается по нескольким причинам. Основная — превышение весовых ограничений. Дело в том, что переправа предназначена для машин не более 15 тонн. Однако водители большегрузов игнорируют это, так как плотина — кратчайший путь до Городца. В результате дорога стала опасной.
По словам Егорова, на состояние дамбы также влияют погодные условия и недостаточный уход за ней.
«Проблема серьезная. Как только появляются жалобы, там идет какое-то движение. Но надо постоянно следить за состоянием дороги», — говорит собеседник NewsNN.
Чтобы остановить дальнейшее разрушение дамбы, необходимо усилить надзор за большегрузами. Еще в 2023 году власти сообщали, что построят на подходе к плотине автоматический пункт весогабаритного контроля. Данный проект собираются реализовать летом 2025 года, тестовый период продлится три месяца.
«Проект выполнен и получил положительное заключение Госэкспертизы. В апреле 2025 года планируется заключить контракт на производство работ. Предварительно, летом 2025 года автоматический пункт весогабаритного контроля может быть запущен в работу», — рассказали NewsNN в Центре развития транспортных систем Нижегородской области.
Кроме того, на дамбе продолжается ремонт.
«Выполнена реконструкция участков сооружения, находящихся на водоводах здания ГЭС, монтажной площадке, правобережной стенке и правобережном сопряжении общей протяженностью 432 м», — сообщили NewsNN в ПАО «Русгидро».
Сейчас работы идут на последнем участке переезда. Полностью открыть дорогу планируют до 1 июля 2026 года.
Вместе с тем, сотрудники ГИБДД и Ространснадзора периодически проводят контроль за соблюдением установленных ограничений. Однако, по данным «Русгидро», фуры продолжают ездить по дамбе.
«Для прекращения проезда необходим целевой постоянный контроль соблюдения ПДД со стороны правоохранительных органов», — считают в компании.
Проблему с фурами, нарушающими весовые ограничения, решить достаточно сложно, так как часто у логистических маршрутов просто нет альтернатив.
«Долгосрочное решение — это строительство специализированных мостовых переправ для большегрузов. Но это очень дорого и долго. А объехать водную преграду как-то надо», — отметил Егоров.
Кроме того, в регионе не хватает контроля за соблюдением установленных ограничений.
«Надо контролировать вес грузов. Несмотря на то, что в регионе есть весовой контроль, перевозчики хотят за один раз транспортировать гораздо больше, чем это допустимо по нормативам дорог», — считает Егоров.
Введение весогабаритного контроля должно улучшить ситуацию на нижегородских мостах. Вместе с тем, по мнению депутата, нужно повышать качество дорожного покрытия, чтобы оно было более износостойким.
«У нас порой вспоминают о ремонте, когда дорога доведена до отчаянного состояния, или когда на ней произойдет какая-то авария. За мостами нужен усиленный контроль, ведь это особо опасные объекты. Кроме дорожного покрытия необходимо следить за состоянием несущих конструкций», — сообщил он.
Еще одна из мер, призванных улучшить ситуацию на дорогах, — увеличение штрафов для большегрузов за нарушение требований по весогабаритному контролю. Новые правила вступили в силу с 1 января этого года. Теперь санкции за данные нарушения могут достигать 600 тысяч рублей.
По мнению Егорова, все меры должны работать в комплексе.
«Штрафы для нарушителей уже достаточно высокие. Но дело не в величине штрафа, а оперативности наказания и отсутствии контроля», — заключил он.