Posted 29 января, 16:47
Published 29 января, 16:47
Modified 29 января, 16:49
Updated 29 января, 16:49
В середине января СМИ рассказали историю о том, как в Москве 16-летняя девочка отдала мошенникам семейные сбережения и ценности на 700 тысяч рублей. Подростку позвонил мужчина, который представился сотрудником школы, внушил ей, что имущество ее семьи в опасности, и обманом заставил провести в квартире ревизию на предмет обнаружения ценностей. Узнав, что в доме есть чем поживиться, злоумышленник научил девочку следующему: собрать все деньги и украшения, передать курьеру службы доставки и отправить по продиктованному адресу — мол, там важные для семьи вещи будут дожидаться их в целости и сохранности. Родителям об «операции» было велено молчать. Девочка сделала все, как сказали аферисты. Сейчас дело на контроле у Люблинской межрайонной прокуратуры.
Порой мошенники действуют совсем уж низкими способами, играя на искренних чувствах ребенка. Так, в прошлом году в Москве обсуждали другой вопиющий случай: 11-летний мальчик собственноручно отдал злоумышленникам 283 тысячи рублей якобы на срочную операцию для бабушки, которая попала в больницу. Ребенок знал, где родители хранят деньги, вытащил наличные, бабушкину одежду, положил в чемодан, отдал все присланному «курьеру» и… только потом позвонил маме, которая немедленно отправилась писать заявление в полицию.
Однако наиболее частыми являются случаи обмана детей-игроманов. Вот свежая история: в начале января 9-летний мальчик перевел мошенникам 500 тысяч рублей с телефона мамы, движимый желанием купить игровую валюту на платформе «Роблокс». Такое предложение поступило ребенку в мессенджере — с ним связалась девушка, которая обманов уговорила сделать «всего лишь пару простых заданий на телефоне мамы». Мальчик перевел все сбережения родителей с накопительного счета на основной, а потом и на чужую карту.
Другой распространенный сценарий обмана — это соблазнение выигрышем. Детям пишут от имени их кумиров-блогеров и сообщают о выигрыше в рандомной лотерее среди подписчиков. Для того, чтобы получить деньги, инструктируют они, нужно взять мамин телефон, зайти в банковское приложение, совершить несколько манипуляций и прислать код, который поступит в смс.
Еще одна распространенная схема обмана несовершеннолетних, сообщают в службе безопасности банка ВТБ, начинается с просьбы установить на смартфоны родителей приложения, обеспечивающие удаленный доступ к девайсу. При этом мошенники бывают весьма убедительны, уверяя детей, что таким образом они помогают пресечь что-то незаконное. А сами получают доступ к банковским приложениям взрослых членов семьи.
По статистике больше половины российских школьников сталкивались с телефонным или онлайн-мошенничеством. Работа по пресечению таких преступлений ведется сразу с нескольких сторон — правоохранительными органами, пытающимися задержать аферистов по горячим следам, и банками, которые обязаны следить за транзакциями и пресекать операции, показавшиеся подозрительными. Также рассматривается перспектива введения в школах уроков финансовой грамотности, в рамках которых детей будут обучать приемам кибербезопасности. Но, пожалуй, основная ответственность лежит на родителях, которые должны донести до своих детей правильность действий в таких ситуациях.
Как родителям нужно вести себя, если факт мошенничества уже произошел, и что делать, чтобы впредь такого не повторилось, рассказала практикующий психолог, коуч по детско-родительским отношениям Лариса Окулик.
Реакция родителей на кражу с банковской карты может быть непредсказуемой, это понятно. Но все-таки, каким должно быть поведение мам и пап, чтобы ребенок не получил психологическую травму? Наказать или пожалеть — что предпочтительнее?
— Прежде всего самим родителям нужно успокоиться и понять, что на уловки мошенников попадаются даже взрослые и опытные люди, что уж говорить о детях. Затем оценить, в каком состоянии находится ребенок — критично ли он напуган? Ребенок может не только испытывать сильный стресс от того, что его обманули незнакомые люди, но и переживать, что он расстроил родителей.
Поэтому нельзя ребенка ругать и тем более наказывать, отбирать телефон. Агрессия с вашей стороны в этой ситуации может привести к тому, что ребенок замкнется в себе, и в будущем потребуется помощь специалистов, чтобы он пришел в норму.
В первую очередь нужно успокоить ребенка, помочь ему пережить эмоциональный стресс. Затем спокойно, без эмоций, обсудить произошедшее, чтобы сын или дочь поняли, как избежать подобных ситуаций в будущем.
Какую воспитательную работу нужно вести мамам и папам с детьми, чтобы те не попались на уловки мошенников?
— Чтобы дети не попадались на уловки мошенников, с ними стоит проводить беседы не воспитательного, а познавательного характера. Для начала подробно расскажите, как действуют злоумышленники — какие схемы используют чаще всего, что говорят.
Обязательно стоит дать ребенку четкую инструкцию действий на случай, если ему позвонят незнакомые люди и скажут, что родители, бабушки-дедушки или сестры и братья попали в беду. Ребенок обязан усвоить: в такой ситуации он должен сказать собеседнику на том конце провода, что ему перезвонят, положить трубку, записать номер телефона и позвонить родителям — спросить, все ли с ними в порядке.
Что касается интернет-мошенничества, то нужно донесите до ребенка: прежде чем нажимать на какие-то кнопки в сообщениях и инструкциях, необходимо читать всю информацию на странице, и ни в коем случае не переходить по незнакомым ссылкам.
А пожалуй, главная мысль, которую должен усвоить ребенок, заключается в следующем: если позвонивший или написавший незнакомец просит деньги — он точно мошенник. Подобные познавательные беседы рекомендуется проводить несколько раз, чтобы ребенок запомнил все, что вы хотите до него донести.
Самим родителям тоже стоит принять некоторые меры безопасности. Так, на детских картах необходимо установить лимиты. А пин-коды от своих карт, где могут находиться крупные суммы денег, лучше детям не показывать, чтобы они не могли воспользоваться ими виртуально — например, оплатить покупки в интернет-магазинах, как это в последнее время случается все чаще.