Posted 7 декабря, 06:00
Published 7 декабря, 06:00
Modified 7 декабря, 07:47
Updated 7 декабря, 07:47
Кардинальные изменения начались осенью 2024 года. Например, с 30 сентября были отменены маршрутки Т-86 — вместо них запущены А-86. Также по городу перестали курсировать Т-49 и Т-29. С 11 ноября маршрутка Т-31 была переименована в А-31. С 1 декабря вместо Т-97 по городу ездит А-97, вместо Т-91 — А-91. На госконтракты в течение месяца также переведут маршрутки Т-74 и Т-82.
Еще больше транспортных изменений запланированы на начало 2025 года. Планируется отменить Т-13, Т-78, Т-74, Т-82, Т-67, Т-93, Т-70, Т-87, Т-24 и Т-45. Предполагается, что маршруты заменят муниципальными, либо компенсируют иначе.
Всех перевозчиков минтранс Нижегородской области хочет перевести на брутто-контракты (регулируемые тарифы). Ожидается, что перевозчики будут обязаны соблюдать расписание движения общественного транспорта вне зависимости от времени суток и пассажиропотока.
«В 2025 году останется один маршрут с литерой „Т“, работающий по нерегулируемым тарифам. Это Т-83, который обслуживает деревню Афонино. У остальных частных перевозчиков до мая будущего года заканчиваются свидетельства о работе на маршрутах, почти все они будут переведены на регулируемый тариф с заключением государственных контрактов», — сообщил замминистра транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области Денис Рябинин.
Фактически это будет означать, что частный рынок общественного транспорта, существовавший в Нижнем Новгороде с 1990-х, исчезнет в ближайший год. Постепенно будут уходить в прошлое и «ПАЗики». Сейчас автобусы большого класса вместимости использует только муниципалитет. Но некоторым перевозчикам уже предложили поменять транспорт или отказаться от контракта. Именно это, например, стало причиной смены хозяина у маршрута Т-86.
Жителям Нижнего Новгорода все эти перемены сулят более стабильную работу общественного транспорта. Но в соцсетях царит паника. Сотни горожан требуют от чиновников сохранить маршрутки.
«Вы убираете часть маршруток на Автозаводе, но ваш хваленый автобус А-21 ходит раз в два часа. Не делайте людям хуже!» — пишет Елена Б.
«Пока были просто маршрутки — ни у кого не было проблем, время ожидания составляло где-то 10 минут. А теперь ни одна пересадка нас не спасет, будем по полчаса транспорт ждать», — жалуется Светлана К.
«Очень просим оставить маршрутку №37! Очень востребована жителями Автозавода. Ссылки на то, что ее дублирует маршрут №138 не состоятельна. Не издевайтесь, пожалуйста, над людьми, заставляяя пересаживаться несколько раз и увеличивая время в пути», — просит Елена М.
Хотя в конце 2023 года тренд был обратный — нижегородцы массово жаловались на работу частных перевозчиков.
Опрошенные NewsNN эксперты считают, что паника преждевременна — «ПАЗики» не исчезнут с улиц Нижнего Новгорода в ближайшие годы. Автоэксперт Сергей Кузин убежден, что маршрутки — крайне полезный вид общественного транспорт. Их отмена может только навредить горожанам.
«Наш город довольно велик по площади, и не все дороги могут вместить общественный транспорт большого класса. Это просто неудобно. Кроме того, выбор класса от пассажиропотока сильно зависит. Цены на транспортные средства приличные. В общем, я думаю, что в ближайшее десятилетие „ПАЗики“ никуда не денутся, и на это есть объективные причины», — полагает собеседник NewsNN.
По мнению члена Общественного совета при минтрансе Нижегородской области Сергея Гостева, горожане давно страдают от старого и тесного транспорта. Но ранее чиновники игнорировали жалобы, предпочитая идти навстречу перевозчикам.
«Планировать минтранс может бесконечно и никогда не укладываться в срок. Узкие дороги, говорите? Но про это можно говорить только относительно новых микрорайонов. В старых все в порядке с этим — было, есть и будет. Т-31 в любое время битком ходил! Просто не хотят ставить неподъемные условия для перевозчиков по обновлению транспорта. Маршрутки — это показатель кризиса системы. Когда транспорт здоровый — маршруток нет», — пояснил эксперт.
Бессмысленной считает отмену «ПАЗиков» и экс-председатель комиссии по транспорту гордумы Нижнего Новгорода Алексей Гойхман. Он убежден, что маршрутки должны остаться в спальных районах. При этом не важно, кто их будет обслуживать — власти или частные компании.
«Мы создавали в думе программу, готовили город к тому, что на все магистральные маршруты выйдут крупные автобусы — „МАЗы“ и „ЛиАЗы“, а на окраинах останутся „ПАЗы“ и „ГАЗели“. Но реализовать не успели. В 2018 году я ушел с поста, и больше, к сожалению, за ситуацией пристально не следил», — рассказал Гойхман в беседе с NewsNN.
«Не стоит полностью отказываться от маршруток, то есть автобусов малого класса и частных компаний-перевозчиков. Во-первых, их можно просто зарегулировать. Во-вторых, вовлечь в грамотное развитие транспортной инфраструктуры. Например, муниципальные маршруты могут стать магистральными, а маленькие автобусы и частные перевозчики будут заниматься подвозом или обслуживать удаленные поселения с низким транспортным спросом», — поделился своим мнением директор по развитию в компании «STEP. Транспортные системы» Алексей Смирнов.
NewsNN также пытался узнать мнение частных перевозчиков об изменениях. Однако комментарий дал только один — Мурвет Алиев, обслуживающий маршрут Т-83.
«Большие автобусы очень нужны, но экономически с ними есть проблемы. Стоимость проезда низкая, а сами автобусы дорогие — стоят уже более 10 млн рублей. Кредит дорогой. Что я сделаю? Что я кушать буду? Обходимся пока тем, что есть», — сказал он.
Подытожим: маршрутная сеть в Нижнем Новгороде все-таки будет серьезно меняться в ближайшие годы. Увы, пока неясно, к чему это приведет. Только время покажет, насколько отказ от маршруток исправит хаос, возникший в городе.