Posted 18 ноября, 11:19
Published 18 ноября, 11:19
Modified 18 ноября, 11:22
Updated 18 ноября, 11:22
Разрабатывать новый долгосрочный план по улучшению жизни населения в нижегородском правительстве начали в 2017 году. Ранее существовала другая Стратегия, но документ показался экспертам не отвечающим вызовам нового времени. Тем более, губернатор Валерий Шанцев тогда ушел со своего поста. Новый глава Нижегородской области Глеб Никитин инициировал создание документа еще в статусе и. о.
Для разработки Стратегии-2035 власти привлекли 400 экспертов регионального и федерального уровней. Дополнительно прошли 15 отраслевых сессий с расширенным составом экспертного сообщества. Во всех муниципальных образованиях состоялись 39 стратегических мероприятий. Это, по мнению чиновников, сделало новую Стратегию более «народной», нежели предыдущую.
Реализация «Стратегии развития Нижегородской области 2035» стартовала в 2019 году. Она разбита на три этапа:
Шесть лет назад, до принятия новой Стратегии развития, на территории Нижегородской области (площадью 76,6 тысячи км) проживали 3 060 300 человек.
Самым крупным сектором экономики была обрабатывающая промышленность, вклад которой в ВРП достигал 31%. По объему отгруженной продукции Нижегородская область занимала шестое место в России. В экономике также отмечался достаточно высокий удельный вес высокотехнологичных и наукоемких отраслей. По этому показателю регион считался четвертым в стране.
Нижегородская область занимала в те годы 14 место в России по объему ВРП, хотя в расчете на душу населения (363,3 тысячи рублей) этот показатель был на четверть ниже среднероссийского уровня (472,2 тысячи рублей), а от «эталонного» Татарстана отставал на 27,3%.
В целом, экономисты считали Нижегородскую область крепким середнячком на фоне других субъектов РФ, но в глобальном пространстве уровень конкурентоспособности экономики региона по итогам 2016 года был сопоставим с Румынией образца 2010 года.
Экспертов беспокоил износ основных производственных фондов, давление властей на бизнес, дефицит инвесторов и высококвалифицированных кадров. Ситуация осложнялась проблемами с коммуникациями (например, с газом в северных районах) и логистическими трудностями (в частности, разбитыми дорогами). Не говоря уже о том, что следовало бы развивать водный транспорт и сеть портов, раз уж рядом с Нижним Новгородом протекает Волга.
Что касается уровня жизни, то дорогое жилье, низкий уровень благоустройства и экологические ЧП вкупе с невысокими зарплатами не добавляли Нижегородской области привлекательности. Экспертов также настораживало сокращение численности населения Нижегородской области: низкий уровень рождаемости, высокий уровень смертности, миграция образованных жителей из малых городов и сел в Нижний Новгород, а затем в Москву.
Ожидалось, что за 16 лет Нижегородская область сильно изменится. Первые два года власти планировали потратить на создание более эффективной и передовой системы управления регионом. Затем, с 2021 по 2024 год, по мнению авторов Стратегии, важно было добиться значительных темпов роста экономики, драйвером которых должна была стать активизация инвестиционной деятельности. Также нужно было создавать условия для повышения уровня жизни нижегородцев, что позволило бы конкурировать в борьбе за человеческий капитал.
Но самые большие перемены, по задумке авторов Стратегии, ждут Нижегородскую область в 2025–2035 годах. Ожидается, что регион станет привлекательным местом. Основой комфортной жизни населения станут доступное жилье и качественные коммунальные услуги. Часть проблем должно снять строительство магистрального газопровода Шаранга — Шахунья — Йошкар-Ола.
Также планируется реализовывать крупные инфраструктурные проекты: строительство трасс Нижний Новгород — Шахунья — Киров, Нижний Новгород — Самара, Нижний Новгород — Воронеж, обходов Нижнего Новгорода, Балахны, Арзамаса, Лыскова и Лукоянова, участка высокоскоростной ж/д магистрали Москва — Нижний Новгород — Казань, грузопассажирского центра «ВСМ-Аэропорт Стригино» с логистическим комплексом в районе станции Доскино.
Кроме того, в Стратегии упоминается развитие портов на Бору и в Балахне и малых аэропортов (в частности в Сарове). В Нижнем Новгороде должны появиться три станции метро, модернизированная трамвайная сеть и новая канатная дорога через Оку. В результате регион «станет одним из ключевых экспортно-импортных и транзитных окон для грузопассажирского потока из Европы, Азии и Ближнего Востока».
Также предполагается, что Нижегородская область станет одним из регионов-лидеров по ИТ-предпринимательству и созданию технологий цифровой экономики.
Прописаны в Стратегии-2035 и конкретные показатели, которых должен достичь регион в зависимости от сценария развития — консервативного, базового и инновационного. Самый оптимистичный предполагает, что продолжительность жизни нижегородцев превысит 81 год; ВРП на душу населения вырастет почти в три раза; доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снизится с 9,9 до 4,5%; почти вдвое увеличится число дорог в нормативном состоянии; по качеству жизни регион может догнать Московскую область.
К 2024 году численность населения Нижегородской области увеличилась до 3 061 786 человек. Рост ВРП по итогам 2023 года стал самым высоким за 27 лет и превысил 675,5 тысячи рублей. Это на 155 тысяч выше показателя, которого власти хотели добиться в 2024 году по инновационному сценарию. Доля малого бизнеса в ВРП выросла до 41%, что также больше ожидаемого. Власти стали использовать концессию при строительстве крупных объектов. «Эксперты РА» повысили инвестиционный рейтинг Нижегородской области с уровня B-2 до B-1.
Обрабатывающая промышленность по прежнему приносит региону основной доход. И хотя область стала четвертой в стране по уровню научно-технического развития, «СКБ Контур» не включил ее в топ-5 территорий с самой развитой IT-сферой.
«Нижний Новгород становится базовым регионом по развитию технологий. Такие регионы неизбежно будут иметь преимущество в будущем. Благодаря „Ростеху“ наша давняя проблема — деиндустриализация — постепенно решается», — полагает старший научный сотрудник Института политической психологии Александр Прудник.
Ожидаемая продолжительность жизни нижегородцев составляет 73 года (соответствует базовому сценарию Стратегии). Доля населения с доходом ниже прожиточного минимума снизилась до 8% в 2023 году (такие цифры ближе к консервативному прогнозу и даже на 1% хуже, чем планировалось). Коэффициент рождаемости упал до 1,3, хотя ожидалось, что вырастет как минимум до 1,6.
«Демография, к сожалению, развивается не в нашу пользу по объективным обстоятельствам. И здесь, скорее всего, обходных маневров и способов решения проблемы на уровне региона нет. Можно только максимально стабилизировать процессы», — признает нижегородский политолог Андрей Дахин.
Отдельная история — воплощение в жизнь крупных инфраструктурных проектов. Например, введены трасса М-12 и южный обход Арзамаса. Строительство новых станций метро в Нижнем Новгороде идет полным ходом, работы должны завершиться в 2026 году. Реконструкция трамвайных путей закончится не раньше 2027-го. Проект первой очереди Восточного обхода должны разработать в 2025 году, а построить дорогу — к 2031 году. По Южному обходу два этапа уже выполнены, третий, предположительно, начнется в 2028 году.
Строительство Северного обхода приостановлено из-за отсутствия финансирования. Концессию на строительство обхода Балахны могут заключить в 2024 году, но сдадут объект не раньше 2028 года. Судьба обходов Лукоянова и Лыскова остается неясной. Проект ВСМ «Москва — Казань», проходящей через Нижний Новгород, заморожен до 2028 года. Это откладывает и создание запланированного мультимодального грузопассажирского терминала «ВСМ — Аэропорт „Стригино“». Вместо строительства порта на Бору теперь планируется особая экономическая зона. Назвать сроки возведения порта в Балахне в правительстве региона затруднились.
Еще в 2020 году стало известно, что от первоначального плана строительства магистрального газопровода Шахунья — Шаранга — Йошкар-Ола в «Газпроме» отказались — как от нерентабельного. Затем губернатор Никитин пообещал, что регион сможет самостоятельно протянуть ветку от Уреня до Ветлуги. В итоге была утверждена программа развития газоснабжения и газификации Нижегородской области на 2021–2025 годы.
По мнению Прудника, все это не должно смущать нижегородцев. Просто в Стратегии-2035 приоритет был у проектов, связанных с благоустройством городов. Чиновники решили, что сначала лучше не строить крупные объекты, а организовать точечное благоустройство на местах, и занялись приведением в порядок дворов, фасадов, зданий-памятников и зон отдыха. Результаты этой работы были особенно заметны в 2021–2022 годах.
Научный руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлев полагает, что основная причина медленной реализации Стратегии — сама форма документа и небольшие объемы регионального бюджета.
«Это очень подробная Стратегия, с „деревом“ целей, а потому в перечисленных там промежуточных шагах довольно легко утонуть. Дойдем ли мы до цели, успеем ли реализовать запланированное — неведомо.
Другой важный момент — это зависимость региональных Стратегий от федерального центра. Минфин — „собака“ при бюджете страны, он каждую копейку бережет. Почему он вам даст денег, а кому-то другому — нет? Потому в Стратегию можно и нужно вносить то, что будет строиться на федеральные средства, но только так, чтобы большая часть планов не посыпалась, если в центре лоббистам откажут», — пояснил собеседник NewsNN.
«При нашей рыночной экономике сложно строить планы на большой срок. Даже прогнозы социально-экономического развития, которые нижегородское Заксобрание утверждает на три года, носят характер экспертный. То есть могут не реализоваться. А Стратегия принималась на 15 лет, понимаете? Мне кажется, что такой документ априори носит оценочный характер и не будет реализован. Сейчас уже видно, что в нем не были учтены ни пандемия, ни СВО. Корректировки вносятся, но их объем недостаточен», — убежден депутат Госдумы от Нижегородской области Владислав Егоров.
Народный избранник добавил, что промежуточные итоги реализации Стратегии настораживают. Долг Нижегородской области меняется по своей структуре, но бюджет так и не стал профицитным. Расходы если и оптимизируются, то на здравоохранение и социальную сферу. При этом не все концессии заключены на выгодных для правительства условиях. Чересчур оптимистично выглядят и прогнозы, связанные с инфляцией.
«Даже бюджет следующего года сверстан из расчета 96 рублей за доллар. Процентную ставку ЦБ поднимает, и при такой ставке только высокомаржинальный бизнес может получать высокую доходность. По аграриям это, наверное, особенно сильно ударит», — отметил Егоров.
Депутат также напомнил, что в документе есть пункт о привлечении институтов гражданского общества к политическим решениям. Но некоторые проекты принимаются почти без обсуждений.
«Я слежу как вы понимаете, за таким направлением, как экология. Президент РФ Владимир Путин много говорил о том, что важно улучшать экологию в регионах. И я вижу, что Нижегородская область услышала этот призыв. Мы теперь находимся на одном из передовых мест по реализации экологических нацпроектов. В том числе, благодаря нашим стратегическим приоритетам. Более того, наши решения уже тиражируются», — говорит председатель комитета ЗСНО по экологии и природным ресурсам Владислав Атмахов.
По мнению политолога Дахина, гораздо перспективнее сейчас развивать местный военно-оборонный комплекс, нежели заниматься поиском инвестиций и поддержкой высокотехнологичного бизнеса. Но эксперт считает, что вскоре Стратегия-2035 все-таки будет скорректирована с учетом нынешних реалий. NewsNN направил запрос в правительство Нижегородской области, чтобы узнать, есть ли такие планы. Но на момент публикации ответ не поступил.