Октябрь 2024 года выдался скандальным в плане поведения педагогов в нижегородских школах и показал, каким разным оно может быть.
В Тонкинском округе учитель накричала на 11-летнюю школьницу, задав вопрос: «Ты что, глухая?». Как выяснилось, девочка действительно имела проблемы со слухом. Из-за пережитого стресса она впала в кому. Педагога уволили, а в дело вмешались правоохранительные органы.
Детский психолог Людмила Пашкова, комментируя ситуацию, высказалась, что учитель может срываться и кричать на детей просто потому, что «может себе это позволить».
«Есть родительская система, медицинская и образовательная — в ней учитель — бОльшая фигура, чем ребенок. Поэтому он может позволить себе срываться», — пояснила психолог.
Другой случай с применением насилия произошел в Вачском округе. Учитель дал подзатыльник ребенку, потому что тот разбрасывал еду в столовой и не реагировал на замечания. Поведение попало на видео, которое потом выложили в Сеть. Педагогу сделали выговор, а с мамой ученика просто поговорили.
После того, как ролик разлетелся по интернету, пользователи Сети разделились на два лагеря: осуждающих и поддерживающих. Среди последних оказался замглавы Ковернинского округа Алексей Васильев.
«Учитель красава, сочувствую ему. Сами растим поколение дегенератов. Он больше никак не поймет. Тот, кто выложил видео, такой же, как и тот, кто леща получил», — написал под постом с видео Васильев.
.Детский психолог уверена: физическое насилие над ребенком недопустимо, как и эмоциональное. Педагоги срываются на детей по многим причинам. Самая распространенная — профессиональное выгорание, когда психика педагога не справляется с тем стрессом и нагрузкой, которые он должен выдерживать каждый день.
«Объем психики у нас у всех ограничен. Плюсом, в психологии есть такая теория, как перенос — мы переносим свои негативные чувства на фигуру, которая для нас безопасна — то есть не может как-то противостоять. В данном случае — это ребенок. Поэтому педагог может свое плохое настроение, самочувствие, бессилие выместить на ученике — накричать и сбросить напряжение», — объясняет Пашкова.
Насилие меняет ребенка. У него в начальной школе еще не развита префронтальная кора головного мозга. Он еще растет и психоэмоционально неустойчивый. Его ведущая деятельность в начальной школе — научиться учиться. Конечно, у него может быть сопротивление к этому, но орать на ребенка недопустимо.
Учителя действительно каждый день сталкиваются со стрессом и нередко связывают это с неадекватным поведением детей (и не только), которое не каждый взрослый готов вытерпеть. Педагоги, как и все, кто работает с людьми, чаще и быстрее эмоционально выгорают, по сравнению с работниками других сфер. Иногда от учителя можно услышать фразу «довели».
«Можно переложить ответственность на поведение детей. Но это не совсем корректно. Это, скорее всего, триггер, который попадает в психоэмоциональное состояние педагога, и в один момент он не справляется с эмоциями. Допустим, напряженные отношения дома он может выплеснуть на ребенка», — рассказала эксперт NewsNN.
NewsNN также пообщался с молодыми преподавателями иностранных языков в начальных классах. Екатерина работает в одной из автозаводских школ и подтверждает, что пытается бороться с выгоранием, как может.
«Я готовлю уроки так, чтобы было интересно. Не просто учебник читаем, а смотрим мультики, играем в игры. Но я постоянно слышу фразы: „Это все?“ „Когда урок закончится?“ „Надоело, фу, не хочу“. Также могут достать телефон и начать снимать, бегать по партам, кричать. Из-за этого трудно стараться работать так, чтобы дети действительно что-то запоминали», — рассказывает Екатерина.
Другая учительница иностранного языка Ирина также подтверждает, что работа с детьми — это ад, и в последнее время отношение к учителям сильно поменялось.
«10-летка может на уроке петь, стучать по столу, встать на парту при всех, привлекая к себе внимание. Однажды я не выдержала и решила позвонить его матери, чтобы забрала с урока. Я вышла из класса на две минуты, он успел подраться с другим мальчиком и чуть не выкинул его из окна, задев старую батарею, которая сломалась, и вода из нее похлестала на пол», — поделилась Ирина.
Психолог Пашкова выделяет несколько причин неадекватного поведения учеников:
«Когда родитель много кричит, то для ребенка это тоже своего рода любовь. Когда с него требуют, а теплых отношений нет, то он пойдет и что-то натворит, потому что ему важна эта привязанность теплая, чтобы на него обратили внимание. По той же причине дети часто могут болеть, чтобы получить заботу», — рассказала эксперт NewsNN.
Педагоги сталкиваются не только с неадекватным поведением учеников, но и с такой же реакцией родителей, которые винят в неудачах своих детей учителя. При этом поведение ребенка дома и в школе может существенно отличаться.
«Когда ребенка ругают за проступки, ругают за шумное поведение, он будет таким, каким хотят его видеть родители. Но напряжение внутри требует проявлений», — считает детский психолог.
Более того, чаще всего мамы и папы не могут или не хотят верить в то, что их ребенок может совершить что-то плохое. Например, Ирина рассказала, что дети в младших классах часто воруют. В основном по мелочи: пеналы, ручки и так далее. Но бывает и телефоны. Однажды у ученицы пропал ее гаджет.
«Мы не нашли его в кабинете, я начала звонить родителям одноклассников, чтобы те проверили, не мог ли кто-то из них взять. Мама одной из учениц накричала на меня с посылом, что ее дочь не может так поступать, и проверять она ничего не будет. Именно эта ученица в конце призналась, что взяла без спроса чужой телефон», — поделилась учитель.
Психолог объясняет подобное поведение взрослых психологической защитой и нежелание осознавать, что могли где-то ошибиться в воспитании ребенка.
В 2024 году нижегородцы увидели еще одну грань поведения некоторых преподавателей — с эротическим подтекстом. Учительница русского языка и литературы опубликовала фото в нижнем белье и возле шеста, что возмутило родителей. Фото были в открытом доступе. Девушке сделали выговор, а соцсети она удалила.
Нижегородцы бурно обсуждали эту историю и их мнения разделились: одни уверены, что преподаватель всегда должен сохранять имидж, даже вне работы, а другие считают, что педагоги тоже люди и могут делать все, что хотят. Однако детский психолог предлагает, в первую очередь, в такой ситуации обратить внимание на чувства учеников.
«У преподавателя может быть личная жизнь — ничего плохого в этом нет. Но фото были достаточно откровенные, их можно было бы, как минимум, скрыть от общего доступа. Если вдруг 10-летняя девочка, увидит это, то может подумать, что такие фото — норма. Ребенок в таком возрасте не понимает, что подобное поведение для нее может быть небезопасно», — добавила Пашкова.
По мнению эксперта NewsNN, будет проще, если ученики будут знать только одну сторону учителя — максимум, семейное положение.
Еще один скандал в Нижнем Новгороде произошел на уроке музыки. Детям показали видео целующихся голых мужчин (ЛГБТ признана экстремисткой организацией и запрещена в РФ). Таким образом, ученикам хотели продемонстрировать пагубное влияние Запада на российскую культуру. Но в Сети, куда был выложен позже ролик, восприняли его иначе. На ситуацию даже отреагировал мэр города Юрий Шалабаев. Он признал, что подобные видео показывать семиклассникам слишком рано.
Тем не менее, нужно разговаривать с детьми. У нас нет культуры секс-воспитания. Задача родителей — разъяснить тему ребенку согласно его возрасту. У него психика гибкая, он не будет концентрироваться на голых телах, если рядом будет взрослый, который все сможет растолковать.
В образовательных учреждениях уже давно ввели в практику школьных психологов, только занимаются они в основном с детьми, хотя, судя по всему, учителям он нужен не меньше.