К 2024 году сотрудники нижегородского политеха имеют опыт разработки беспилотников на базе колесных транспортных средств, серийно-выпускаемых различными автомобильными компаниями. Разработки университета позволяют машинам автономно ездить «по закрытым территориям» — промзонам, логистическим центрам и месторождениям.
«Наверное, самой сложной разработкой на текущий момент является беспилотный тягач на основе платформы МАЗ. Мы создали его вместе с Нижегородским научно-образовательным центром. Машина имеет два режима управления: беспилотный и дистанционный. В беспилотном режиме она передвигается без водителя по заранее заданным параметрам и маршрутам. В дистанционном режиме ею можно управлять с помощью планшета/операторского пункта», — пояснил Береснев.
Подобный транспорт на автономном управлении может быть очень полезен на опасных производствах и промышленных площадках, расположенных в сложных климатических условиях. Везде, где работа людей затруднена или нежелательна из-за токсичности среды. Кроме того, оператор может одновременно управлять несколькими транспортными средствам, в отличие от водителя. Все это, по мнению Береснева, позволит бизнесу снизить издержки и повысить безопасность транспортировки грузов на дальние расстояния.
Специалист считает, что импортозамещение позволило создавать «умную» технику быстрее. ПО уже полностью отечественное, до 50% других элементов тоже. Только сенсоры нижегородцы до сих пор заказывают в дружественном Китае. С каждым годом уровень локализации оборудования растет.
Кроме того, «замкнутые территории» беспилотники, как правило, осваивают легче, чем дороги общего пользования. Поскольку компании могут более свободно регламентировать дорожное движение и транспортный поток заметно меньше как таковой.
В то же время, нельзя сказать, что предприятия массово начнут внедрять беспилотный транспорт уже в 2024 году — на то есть несколько объективных причин.
«Развитие проектов тормозит дефицит квалифицированных кадров — операторы должны иметь больше навыков, чем водители. Разбираться не только в управлении транспортными средствами, но и программировании и инженерном деле. Лучше всего с эксплуатацией машин справляются сами разработчики. Другая проблема — небольшой масштаб бизнеса, из-за которого создание одной единственной машины-беспилотника становится очень дорогим удовольствием заказчика», — отметил эксперт.
Что касается тягача, то он уже прошел испытания на севере России и перевез более 1000 тонн грузов менее чем за две недели. Сейчас «умный» автомобиль вернулся на территорию Нижнего Новгорода. Решается вопрос о дальнейшей коммерческой его эксплуатации.