Лодочная станция продолажет функционирвоать на Гребном канале

«Идти некуда». Все о тайной жизни лодочников в Нижнем Новгороде

6 ноября, 10:19
Одна из старейших лодочных станций Нижнего Новгорода была снесена в 2024 году. Нашли ли нижегородцы замену привычному месту отдыха, и с какими сложностями столкнулись на этом пути, выяснил корреспондент NewsNN.

Жизнь лодочников после сноса станции на Гребном канале

Многие годы на Гребном канале располагались строения и инфраструктура АВСМ «Турист». В организации состояли около 300 нижегородцев, владеющих катерами и лодками. Но в 2023 году стало известно, что разрешение на аренду земли у горожан отсутствует. В январе 2024 года начался демонтаж самостроев. На территорию лодочной станции заехала строительная техника, чем очень напугала членов организации.

Лодочники рассказывали корреспонденту NewsNN, что многие из них получили разрешение поставить здесь ангары еще в советские времена. Они не знали, что новое законодательство требует постоянно заново утверждать свое право на землю. А попытки развивать объект пока не увенчались успехом.

Оспорить или хотя бы отсрочить демонтаж станции нижегородцы попытались в суде. Тем не менее, строители к июлю 2024 года большинство домиков снесли. С тех пор никаких новостей о судьбе земельного участка в СМИ не было. Но член ассоциации «Туриста» Лариса С. сообщила NewsNN, что организация не прекратила свою деятельность. И земля, на которой была расположена станция, не полностью освобождена лодочниками.

Территория лодочной станции «Турист» на Гребном канале в ноябре 2024 года
Лариса С.
Территория лодочной станции «Турист» на Гребном канале в ноябре 2024 года
Лариса С.
Территория лодочной станции «Турист» на Гребном канале в ноябре 2024 года
Лариса С.
«Осталось здание администрации, будка охраны. Территория под надзором ассоциации. Летом все равно люди приезжали, еще и спускали лодки, хоть и с трудом. Также юрлицо не ликвидировано и взносы дирекция собирает, в том числе на суды. Мы никуда уходить не хотим», — пояснила собеседница.

Численность сообщества лодочников к осени сократилась, но точных цифр в АВСМ «Турист» на запрос NewsNN предоставить не смогли — списки будут обновлены только к концу года.

«В основном ушли пенсионеры, те, кто понес большой ущерб или нашел средства, чтобы перейти в яхт-клуб. Но не думаю, что цифры существенные — идти практически некуда», — добавила член ассоциации.

Судебные тяжбы из-за лодочной станции «Турист»

Между лодочниками и министерством имущества Нижегородской области действительно продолжается судебная тяжба. NewsNN нашел в картотеке арбитража как минимум три процесса в 2024 году. В самом позднем заявлении горожане просят суд обязать минимущества признать незаконными замечания к инвестпроекту о строительстве некоторого «Туристического центра». Где должен он находиться — неясно. Последнее заседание по делу прошло 21 октября. Также организация пыталась доказать свое право на заключение договора аренды участка земли на Гребном канале и оспорить право на демонтаж строений. Но в первой инстанции и на апелляции истцам отказали.

Представитель руководства «Туриста» утверждает, что, в соответствии с действующим законодательством, их юрист испробовал все способы, чтобы сохранить лодочную станцию.

«В этом году „Турист“ обращался с заявлением о включении в мастер-план развития территории. Ответ был — „будем иметь в виду“, и на этом точка. Теперь говорят, что земельный участок занят. Но кем и на основании чего — ответов нет. Предложили реализовать здесь инвестпроект — вместо того, чтобы приостановить рассмотрение ходатайства, как это требует закон, возвращают его. И в день возврата поступает заявка о предоставлении земельного участка под строительство жилищного комплекса, при запрете в рекреации строить жилье. Ведь спорный земельный участок относится к категории рекреационных земель, который предполагает ограниченное использование. Перевод из этой категории возможен только в случае отсутствия необходимости в рекреации в городе. С этим сейчас ни лодочники, ни население города не согласны», — заявили в администрации АВСМ «Турист».
Момент сноса лодочной станции «Турист» на Гребном канале
newsnn.ru

Также собеседники NewsNN пожаловались, что информация по спорному участку якобы нигде не публикуется, поэтому у горожан даже не было возможности высказаться «за» и «против» нового предназначения земли. Напомним, изначально члены «Туриста» опасались, что земля отойдет строительной компании «Берег». Но в миграде сообщили, что в этом районе планируется реализовать проект КРТ незастроенной территории по итогам специального аукциона.

«На сегодняшний день выполняется градостроительная проработка, определяются границы проекта и параметры объектов», — говорят чиновники.

Также в 2023 году стало известно, что нижегородское правительство выделило для жителей Нижнего Новгорода, владеющих водным транспортом, землю под строительство центра активного отдыха «Турист». Предполагалось, что лодочники с Гребного канала смогут переехать туда в ближайшие годы.

Спор из-за участка под станцию на Бору

Построить центр активного отдыха на Бору предложило нижегородцам АНО «РЦСП» во главе с бывшим членом ассоциации «Турист» Никитой Суходоевым. Согласно концепции, новое пространство разделят на несколько кластеров. В первом создадут эллинги, во втором будут организованы места для размещения гостей, в третьем — оборудуют места для хранения и ремонта лодок, в четвертом сделают общественное пространство. Всего нижегородцам обещали более 20 га. По данным Суходоева, уже 50 человек оплатили взносы и еще 100 подали заявление на участие в проекте.

Однако на встрече с заместителем губернатора Сергеем Морозовым этой осенью выяснилось, что стройка, вероятно, не начнется в 2024 году. С выполнением дорожной карты возникли проблемы. Главная из которых — невозможность сменить ПЗЗ участка.

Визуализация: «Центр активного отдыха „Турист“»
«Центр активного отдыха „Турист“»
«Совет по земельным отношениям согласовал мне выделение участка с учетом возможности размещения там объектов капитального строительства. Но мы застряли на этапе комиссии по смене ПЗЗ. Она проводится в два этапа: первый мы прошли еще в апреле 2024 года, затем в августе ожидался второй, но его нет до сих пор. Вместо этого нас склоняют отказаться от капитальных строений почему-то. Хотя недавно в той же Волжской пойме нижегородцам предлагали строить целый город», — пояснил Суходоев.

Он подчеркнул, что готов проводить мероприятия по инженерной защите, необходимые для смены ПЗЗ, и не видит законных причин, которые мешают строительству.

По версии минимущества, инвестору на самом деле предоставили право на землю только для размещения плавсредств и некапитальных объектов для их хранения.

Предприниматель Никита Суходоев
newsnn.ru
«Региональное правительство не отказывало АНО „РЦСП“ в реализации проекта. При этом инвестору изначально была известна позиция регионального правительства: проект получает предварительную поддержку, но без возможности возведения объектов капитального строительства. На данный момент территория расположена в границах зон затопления на территории Волги на Бору (Чебоксарское водохранилище). Границы были установлены постановлением Верхне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов», — говорится в ответе минимущества NewsNN.

По словам строительного эксперта Михаила Неверовича, протоколы инвестсовета не дают автоматически право на строительство капитальных сооружений. Но не всегда то или иное сооружение можно однозначно считать капитальным. Потому инвестор может еще побороться за Центр.

«В документе, к сожалению, может быть не указан номер проекта, а значит, нет никакой конкретики. Что касается капитальных сооружений в зоне затопления, то они действительно формально исключены. И никто строить их не позволит. Но, конечно, тут важно понимать какие собственно планировались сооружения, потому что „капитальность“ того или иного строения в стройке нередко является предметом дискуссии», — прокомментировал ситуацию Неверович.
Управляющий юридической конторы «ПеровПраво» Олег Перов
perovpravo.ru/about
«Статья 105 Земельного кодекса РФ включает в общий перечень 28 видов зон с особыми условиями использования территорий зоны затопления и подтопления. Большинство капитальных строений на таких земельных участках действительно запрещены. Чтобы узаконить постройки, надо исключить риски: например, создать земляной вал, возвести берегоукрепительные сооружения и т. п. А все это требует отдельного проекта, обследований, подтверждений от экспертных организаций. Только после этого вносятся изменения в ПЗЗ и другие документы. Увидеть, какая территория входит в зону, а какая нет, можно заранее, ознакомившись с градостроительными планами. Другого конфликта в рамках закона я здесь не вижу», — добавил управляющий юридической конторы «ПеровПраво» Олег Перов.

Таким образом, пока неясно, начнется ли строительство центра активного отдыха «Турист» на Бору и в каком виде оно будет окончательно согласовано властями.

#Эксклюзив #Алена Глазкова #Аналитика #Нижний Новгород #Бор #Суд #Сергей Морозов #Инвестпроект #Лодочная станция #Никита Суходоев #Турист
Подпишитесь