Posted 30 октября, 16:03
Published 30 октября, 16:03
Modified 30 октября, 16:03
Updated 30 октября, 16:03
«Даже если мы [Freedom] станем самым популярным сервисом в Казахстане, этого точно окажется недостаточно, чтобы выжить», — отметил Турлов Тимур.
Тимур Турлов обозначил амбициозную задачу: либо его компания станет частью более крупной международной экосистемы, либо построит собственную, масштабированную за пределы стран Центральной Азии. Своим видением будущего казахстанский бизнесмен поделился на KURSIV ECOSYSTEMS FORUM 2024, прошедшем в Алматы.
Экосистемы: от стратегии к практике
Freedom Holding создает свою экосистему на сочетании финансовых и потребительских сервисов. Основой этого подхода является философия независимости команд разных компаний, работающих в рамках холдинга. «Мы тестируем множество гипотез одновременно, и если какая-то из них срабатывает — инвестируем ресурсы. Если нет — отказываемся», — поясняет Турлов.
Такой принцип гибкости и способность увидеть то, чего пока не видят другие игроки, позволил развить целый ряд услуг. В качестве примера Тимур привел сервис покупки билетов на разные мероприятия Ticketon: «Мы купили его за 4 миллиона долларов в 2020 году, сейчас он контролирует 70% рынка и через несколько лет будет стоить сотни миллионов долларов. Сегодня он уже приносит около миллиона долларов чистой прибыли в год, а тогда, во время пандемии, никто не хотел его приобретать даже за миллион».
Несколько лет назад Тимур Турлов понял, что компания будет развиваться именно как экосистема, а не только как специализированный участник финансового рынка. Сегодня в орбиту Freedom в Казахстане, и еще 21 стране присутствия бренда, входит 12 бизнесов: от банка и брокера до телекома и онлайн-магазина продуктов. Это десятки сервисов и почти 7 млн человек, которые соприкасаются с продуктами холдинга.
Для Тимура Турлова важным аспектом экосистемного подхода является синергия и обмен данными между внутренними направлениями: «У нас много звездных команд, каждая из которых создает лучшие в своем сегменте продукты. Мы не централизуем управление, а строим горизонтальные связи, где важна инициатива и доверие. Мы должны предоставить достаточно свободы, чтобы каждый мог доверять коллегам, самостоятельно принимать решения, нести ответственность за них и действовать в интересах компании».
Казахстан как точка роста
На форуме также обсуждалась роль Казахстана как центра экосистемного развития. Тимур Турлов подчеркнул, что казахстанцы демонстрируют высокий уровень адаптации к новым технологиям, что позволяет компании эффективно развивать сервисы. «Наша страна и бизнес явно опережают мир в вопросах внедрения цифровых инноваций», — отметил он.
В ходе совершенствования экосистемы Freedom Holding недавно запустил SuperApp, объединяющий все услуги холдинга в одном приложении, а также внедрил программу лояльности.
Отметим, что на днях вышел отчёт международного агентства S&P Tech Disruption In Retail Banking. В нем подчеркивается, что Казахстан демонстрирует лидерство в Центральной Азии в сфере финансовых инноваций. Крупнейшие банки активно развивают финтех-инфраструктуру и формируют собственные экосистемы, создавая высокий барьер для входа новых игроков. Важной особенностью этой страны стало быстрое принятие цифровых решений технически подкованным населением, что стимулирует рост спроса на финтех-услуги. Такая среда позволяет местным банкам уверенно развивать инновационные продукты, балансируя между устойчивостью и технологическими нововведениями, говорится в исследовании.
Прогноз S&P утверждает, что Казахстан продолжит укреплять свои позиции, причем банковская система страны становится всё более интегрированной в мировые финансовые процессы, что открывает новые возможности для расширения экосистем.
Вызовы глобализации
«Нам надо идти и становиться более глобальными для того, чтобы у нас были ресурсы конкурировать с теми гигантами, которые сильно больше нас», — говорит Турлов, имея в виду не только свою компанию, но и других бизнес-лидеров Казахстана.
При этом выход за рамки региона ставит новые вопросы в сфере регулирования. Тимур Турлов отметил, что традиционные методы регулирования в странах уже не соответствуют требованиям современных цифровых экосистем. «Глобальные сервисы, такие как YouTube, нуждаются в более строгом регулировании, чем телерадиовещание, но находятся за пределами возможностей национальных регуляторов», — привел пример он.
«Власти стран, безусловно, будут пытаться регулировать рост экосистем — это начинает вызывать дополнительные большие перекосы, когда у тебя оказываются под очень жестким регулированием те, кого контролировать можно — то есть свои, местные компании, а те, кого нельзя, — глобальные гиганты — их вообще не пытаются ограничивать», — пояснил Турлов возникающую проблему. В итоге, как согласились и другие участники дискуссии, регуляторы в конкретной стране могут снижать конкурентоспособность локальных бизнесов, но опосредованно помогать мировым лидерам, просто потому что у государств нет эффективных механизмов, чтобы воздействовать на такие монополии.
Будущее экосистемы Freedom
Поэтому Тимур Турлов уверен, что экосистемный подход и расширение за пределы Центральной Азии позволит Freedom Holding успешно конкурировать на международных рынках. В ближайшие годы компания планирует увеличивать свое присутствие в Турции и ОАЭ, инвестировать в стартапы и развивать интеграцию различных сервисов.
По его словам, ключ к успеху — это способность быстро адаптироваться в новых условиях и смелость: «Инновации требуют готовности пробовать новое, даже если это кажется невозможным. Ты как предприниматель идешь туда, куда никто не ходил, через то, что прямо не запрещено, но и никем вроде бы пока не разрешено, потому что никто это не пробовал делать. Меня всегда восхищают такие люди, которые не боятся подходить к границам и пробовать исследовать их и что за ними».
Строительство масштабной уже не только национальной, но глобальной экосистемы — это долгий процесс, который, по оценкам Тимура Турлова, может занять десятилетия. Но он подчеркивает, что скорость изменений сейчас увеличивается, и вполне возможно, что Freedom Holding добьется своих целей гораздо быстрее, чем ожидается. «Наши компетенции и лучшие продукты уже сегодня готовы к масштабированию в других странах. Мы уверены, что впереди нас ждет еще более яркое будущее», — подытожил Тимур Турлов.