Posted 25 октября, 09:00

Published 25 октября, 09:00

Modified 25 октября, 09:00

Updated 25 октября, 09:00

Когда в Нижнем Новгороде появится единая система ливневок

«До беды недалеко». Нижегородцы десятилетиями ждут ливневок — кого спасут первыми?

25 октября 2024, 09:00
Фото: newsnn.ru. Когда в Нижнем Новгороде появится единая система ливневок

Развивать сеть ливневок в Нижнем Новгороде начнут с Автозаводского района

Единую систему ливневой канализации планируют создать в Нижнем Новгороде. Может ли она спасти город от потопов и есть ли альтернативы дорогому проекту, разобрался корреспондент NewsNN.

Какие улицы затапливает в Нижнем Новгороде

Нижний Новгород стоит на Оке и Волге. Но после каждого сильного ливня в городе образуются новые «реки». По некоторым улицам машины не едут, а плывут. В общественном транспорте не лучше — пассажиры могут стоять там по щиколотку в воде. Иногда горожанам даже приходится пересаживаться на лодки, чтобы было удобнее перемещаться. И это еще не самое страшное — могут сойти оползни и обвалиться набережные.

Из года в год затапливает практически одни и те же улицы. В Автозаводском районе это проспект Октября, улицы Спутника, Дворовая и Дьяконова. В Советском районе — Ванеева и Бекетова. В Нижегородском — Ковалихинская, Октябрьская, Алексеевская, район Черного пруда. В Сормове — на улицах 70 лет Октября, Кораблестроителей, Гаугеля, Коминтерна, Федосеенко, Светлоярской, Щербакова.

Как признавался экс-мэр Нижнего Новгорода Владимир Панов в 2019 году, проблема с ливневками не решается 15 лет. Доцент кафедры экологии и природопользования ННГАСУ Александр Иванов считает, что обсуждения ведутся дольше — уже лет 50, но «воз и ныне там».

Что говорили власти о ливневках в Нижнем Новгороде

В 2005 году на тот момент мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов винил в плохой работе «Инженерную защиту города». И говорил, что муниципальное предприятие «принимает слишком низкие планы ремонтных работ, а затраты на содержание предприятия больше, чем результаты его деятельности».

В 2011 году тогда еще глава администрации Нижнего Новгорода Олег Кондрашов жаловался, что ливневка в городе работает только на 10%. Он обещал, что власти вернутся к реализации программы строительства новой системы, а старую очистят. Позже же Панов говорил, что новые сети могут построить к 2025 году.

«Общая протяженность сети ливневой канализации составляет 450 км и охватывает только 50% территории города. Уровень износа ливневок превышает 90%, коллекторы засорены строительным мусором и железобетоном, а 60% колодцев не работают. Кроме того, в городе насчитывается 24 насосные станции. Причем только три из них функционируют исправно», — сообщал в 2020 году занимавший тогда пост главы «Нижегородского водоканала» Николай Николюк.

По его словам, городу нужно было построить еще 370 км сетей ливневой канализации и 37 насосных станций. Для этого компания планировала заключить концессию.

С мертвой точки дело сдвинулось с приходом нового мэра Юрия Шалабаева. Концепцию строительства и содержания ливневок действительно пересмотрели. В 2020 году на ремонт существующих сетей и строительство новых выделили 100 млн рублей. В 2021 году — 150 млн рублей. При этом мэрия начала искать инвесторов и обращать внимание на нацпроекты, которые могли бы помочь в создании единой ливневой канализационной системы.

По оценкам мэрии, полная реконструкция существующих сетей стоила бы 9 млрд рублей. Но Шалабаев считает, что тратить такие деньги одномоментно нецелесообразно.

«Не стоит 9 млрд рублей разом закапывать — ради того, чтобы один-два дня в течение двух-трех лет не было подтоплений. Нужно искать наиболее проблемные точки», — говорил градоначальник.

Что касается развития сетей, то к этому вопросу власти вернулись в 2023 году. По данным управления инженерной защиты, в начале лета был заключен контракт на разработку схемы развития ливневой канализации на 2026–2036 годы с московским АО «Институт Гидропроект им. Жука». Стоимость его составила 158,8 млн рублей. Согласно условиям конкурса, подрядчик должен завершить работу до декабря 2025 года.

В управлении отмечают, что к концу 2024 года «в соответствии с утвержденным графиком производства работ будут готовы предложения по строительству и модернизации объектов системы водоотведения на территории Автозаводского района».

На заседании комиссии думы Нижнего Новгорода 16 октября 2024 года главный инженер МКУ «Управление инженерной защиты» Сергей Степанов заявил, что работы в остальных частях города начнутся только после того, как стартует модернизация автозаводских сетей. Он надеется, что благодаря проектам возникнет та самая «единая система ливневой канализации». Правда, сроки реализации проекта и его стоимость пока не просчитаны.

К счастью, это лето и осень оказались довольно сухими.

«Могут потонуть миллиарды»

Большинство опрошенных NewsNN экспертов подтвердили — Нижнему Новгороду нужна единая система ливневок.

«Дело нужное, пусть и приходится учитывать другие неотложные задачи», — отметил Иванов из ННГАСУ.
«Город топит, это правда. Каждый ливень все стоят на ушах. Поэтому если проект действительно сделают и начнут воплощать в каком-то графике, будет здорово. Однозначно нам такое нужно! Если же делать ничего не будем, то так и до беды недалеко. Ведь подмывает фундаменты, системы и склоны. Хотя последнее куда надежнее, чем кажется — там наши предки все по уму сделали», — убежден экс-мэр Нижнего Новгорода и депутат регионального Заксобрания Юрий Лебедев.

Собеседник NewsNN признался, что сам в 1998–2002 году не успел воплотить в жизнь пожелания нижегородцев. Свое бездействие Лебедев объяснил небольшим городским бюджетом и отсутствием региональной и федеральной помощи. Промедление же других градоначальников, по его мнению, может быть связано с тем, что заниматься вопросом не выгодно «с точки зрения пиара». Ведь инфраструктурные изменения видны горожанам не сразу.

«Конечно, идея прекрасная. Об этом все мечтают еще с 90-х! Все наши ливневки, колодцы и решетки забиты долгое время. И никто ими не занимался. И поскольку создание единой системы требует больших вложений и времени, лучше, конечно, начать работу с мест, где сейчас затапливает больше всего», — считает экс-глава Госжилинспекции и сопредседатель нижегородского отделения ОНФ Борис Караганов.

По мнению экс-главы ульяновского водоканала, нижегородца Леонида Сухотерина, миллионник обречен найти деньги на проект ливневок. Потопы — это неприятное, но привычное дело для жителей российских городов, если они расположены на берегах рек. Во-первых, разливаются сами реки. Во-вторых, ливневки сделаны некачественно и очищаются нерегулярно. С первым вопросом в Нижнем Новгороде разобрались к 30-м годам, создав множество гидротехнических сооружений. Второй — не решен до сих пор. И из-за этого могут «потонуть» федеральные миллиарды, которые были потрачены на благоустройство.

«Раз ориентируемся на московские стандарты, то надо смотреть и на опыт столицы. А там занимаются этим вопросом, там есть ГУП, который все проверяет и обслуживает, там выстроена система. Дорого, конечно, но зато другой уровень жизни», — считает Сухотерин.

«Дождевые сады могут разгрузить ливневки»

Ландшафтный архитектор Анна Ленко считает, что альтернатива ливневкам все-таки есть. Она рассказала NewsNN, что в городах России все чаще организуют дождевые сады, био-дренажные канавы и мини-плотины, чтобы разгрузить существующие сети. Причем самая выгодная технология — первая. Дождевые сады — это небольшая локальная низменность, позволяющая замедлять процесс поглощение воды почвой и очищать ее.

«Эти природные сооружения, согласно исследованиям, помогают ливневкам справляться с критическим нагрузками и разгружают их на 35-45%», — сообщила Ленко.

На данный момент подобные сооружения уже создают федеральные застройщики, работающие в Тюмени, Екатеринбурге, Новосибирске и Череповце. В Нижнем Новгороде дождевые сады тоже есть, но их не много. И появились они стихийно, а не по задумке властей.

Стоимость такой природной ливневой канализации, по подсчетам застройщиков, меньше (даже с учетом обслуживания). В среднем один прогонный метр стоит 15 тысяч рублей. Может быть, если стоимость проекта развития городских ливневок будет неподъемной, в нижегородской администрации обратят внимание на такой вариант.

Пока же очевидно, что отсутствие единой системы ливневой канализации городу очень не хватает. Судя по официальным данным, ее проект нижегородцы не увидят еще как минимум год. И если стоимость модернизации сетей составляла 9 млрд в 2022 году, то страшно представить, сколько попросят инженеры в 2025-м и сколько лет займет поиск средств и строительство инфраструктуры.

Подпишитесь