Posted 17 октября, 09:15
Published 17 октября, 09:15
Modified 18 октября, 09:28
Updated 18 октября, 09:28
Если посмотреть комментарии, которые оставляют нижегородцы на страницах губернатора Глеба Никитина и мэра Юрия Шалабаева, то можно увидеть бесконечный список жалоб на холод в квартирах. Порой температура воздуха там не превышает 12 градусов.
Напомним, отопительный сезон в Нижнем Новгороде официально стартовал 1 октября (а в некоторых округах региона — 25 сентября). В первую очередь тепло должно было поступить в больницы, дошкольные и учебные заведения.
«Музыкальная школа без тепла!!! В куртках скоро заниматься дети будут? И как тут поднимать демографию, если такое скотское отношение к людям? Две заявленных недели прошло, тепла нет», — написала Валентина Б.
Администрация Нижнего Новгорода предупреждала, что пуск тепла — процесс трудоемкий, поэтому на то, чтобы отопление появилось в каждом доме, нужно примерно две недели. Но они уже прошли.
«Нарушаете абсолютно все сроки подачи отопления. Что за отношение к людям? ДУК даже не сообщает на чьей ответственности сейчас подача. Фиксируют какие-то обращения, при этом не сообщают даже никаких сроков. Ужасно, каждый год одно и тоже», — жалуется Алина Х.
Причем проблемы с отоплением есть не только на окраинах города, но и в центре.
«С прошлого отопительного сезона добиваемся отопления на улице Горького дом 142! Начался новый сезон, а тепла так и нет! Живет очень пожилой человек, ветеран труда, исправно платит квартплату, а в реальности услугу не получает! Просто издевательство со стороны домоуправляющей компании», — пишет Геля Д.
По данным одного из основных ресурсоснабжающих предприятий Нижнего Новгорода, АО
«Теплоэнерго» (53% потребителей), только в их зоне ответственности 114 котельных, 144
центральных теплопункта, 1700 км тепловых сетей и 5,5 тысяч жилых домов.
В городе работают три крупных ресурсоснабжающих организации. Одновременно закрыть задвижки на вводах в несколько тысяч многоквартирных домов практически невозможно — на это домоуправляющим организациям требуется время.
Напомним, цена за коммунальные услуги у некоторых нижегородцев за последний год увеличилась в несколько раз.
«Добросовестное исполнение обязанностей по оплате отопления, к сожалению, не гарантирует такого же добросовестного отношения к содержанию отопительных сетей», — отметил в разговоре с NewsNN юрист по ЖКХ и бывший госслужащий Роман Козеев.
По словам нижегородского юриста Константина Дацкевича, задержка в подаче тепла на две недели — это не норма, с точки зрения закона.
«Фактически со 2 октября 2024 года тепло должно быть пущено во все недвижимые комплексы города, подключенные к центральной системе отопления. Если тепла нет до сих пор, то это основание для привлечения к административной ответственности. Но важно понимать, что если администрация издала постановление, то дальнейшая ответственность лежит на ресурсоснабжающих организациях», — объяснил собеседник NewsNN.
После выхода постановления о начале отопительного периода, все источники тепловой энергии переводят в зимний режим работы, объяснили в «Теплоэнерго». Разжигают котлы, которые греют теплоноситель для системы отопления, выводят в работу насосы, прочее вспомогательное оборудование. Для выхода на зимний режим требуется от 1 до 5 дней, в зависимости от сложности теплосетевого комплекса источника тепла.
Подготовка к отопительному сезону начинается еще летом, все необходимые регламентные работы на котельных, наружных тепловых сетях и внутренних коммуникациях в домах проводят в этот период.
«До старта отопительного сезона проводится заполнение наружных сетей теплоносителем и пробное протапливание на источниках тепловой энергии. Работы не подразумевает подъем температуры в квартирах, это необходимо, чтобы отопительный период начался более плавно», — пояснили в ресурсоснабжающей организации.
В департаменте жилья и инженерной инфраструктуры сообщили NewsNN, что отопление должно быть у всех. Сейчас точечно возникают вопросы по теплоснабжению из-за технологических нарушений на наружных сетях и внутридомовых коммуникациях. Если тепла дома нет, то стоит обратиться в управляющую компанию.
В том, что права нижегородцев нарушены, уверен и Козеев. Он советует не терять времени, а написать жалобу в прокуратуру, если вы долго сидите без тепла, а ДУК игнорирует ваши звонки.
«Факт отсутствия отопления означает, что кто-то не выполнил свои обязанности. В заявлении в прокуратуру обязательно напишите, что из-за этого появилась угроза жизни и здоровью граждан, проживающих в квартире. Этот короткий путь не обеспечит теплом „прямо завтра“, но повлиять на скорость может», — пояснил юрист.
Собеседник NewsNN отмечает, что такие фразы как «у дома долги по коммунальным платежам» и «сети изношены» не дают оснований для того, чтобы тысячи человек в Нижнем Новгороде оставались без тепла.
NewsNN направил запрос в прокуратуру Нижегородской области, чтобы узнать, сколько жалоб уже поступило.
NewsNN также связался с Ассоциацией пяти ДУКов Нижнего Новгорода. Пресс-секретарь Виталий Зюков рассказал, что каждый день в контактный центр звонят по 10-12 тысяч человек. Но порой не всем успевают ответить, ведь на линии работают чуть больше 100 сотрудников.
Собеседник NewsNN объяснил, что задержки в подаче тепла зависят от множества факторов, самые главные из них — износ сетей и случайности, которые никто не может предугадать.
«Есть факторы, которые мы просчитать не можем, их всего 5%. Но важно понимать, что 70% всех отопительных систем изношены. В любом случае, если трубы гнилые, произошел скачок отопления, и все — труба лопнула, начался прорыв и перебои с отоплением», — отметил он.
В «Теплоэнерго» добавили, что повреждения на внешних и внутридомовых коммуникациях из-за изменения температуры и давления в теплосетях возможны, но, как правило, их быстро устраняют. Уровень износа наружных теплосетей в ресурсоснабжающей организации оценили в районе 60-70% и отметили, что этот показатель лучше, чем во многих городах со схожими системами централизованного теплоснабжения.
Также в Нижнем Новгороде есть участки сетей, которые не закреплены за ресурсниками, а значит, планово не обслуживаются и не ремонтируются. Поэтому сейчас администрация города совместно с ресурсоснабжающими организациями ведут работу по закреплению таких участков за собой, но на это, как отметили в «Теплоэнерго», нужно время.
Кроме того, в ассоциации пяти ДУКов отметили, что, возможно, проблема связана и с новыми котельными. Также добавили, что стоит учитывать: пуск тепла — сложная совместная работа ресурсоснабжающих организаций и домоуправляющих компаний.
«Сейчас котельные ставят погодозависимые. Автоматическая система регулирует температуру подачи теплоносителя. Если температура плюсовая, то котельная будет работать на определенный процент своей мощности. Если -20 или -30 градусов, то тогда она включается на полную мощность. Но есть и минусы — котельные новые, а сети и дома — старые. Теплогидросистема получается неуравновешенная, что тоже может приводить к авариям», — говорит Зюков.
Собеседник NewsNN добавил, что тепло поступит во все дома ориентировочно к концу октября.
«Да, указ о пуске тепла был 1 октября, но ресурсоснабжающая организация начала активно подавать тепло только к концу второй недели от этой даты. Это связано с тем, что на улице было еще тепло. Мы тоже активно работаем и делаем все возможное», — заключил он.
В «Теплоэнерго» объяснили NewsNN, что их котельные вышли на зимний режим работы в первые 5 дней с начала отопительного сезона. Как только котельная выходит на зимний режим, домоуправляющие компании параллельно открывают задвижки на вводах в дома и проводят развоздушивание внутридомовых систем.
Если вы не боитесь потратить свое время на сбор необходимых документов, то сможете получить компенсацию за те часы, что провели в холодной квартире.
«За каждый час отклонения от температуры (менее 20 градусов в помещении) вы имеете право на скидку в размере 0,15% от цены за отопление в расчетном месяце», — объяснил юрист Дацкевич.
В «Теплоэнерго» объяснили NewsNN, что подавать заявление о перерасчете нужно в ДУК, а дальше, если подтвердится, что услуги оказаны некачественно, то домоуправляющая компания может обратиться в ресурсоснабжающую организацию за перерасчетом. Если в квартире есть проблемы с теплом, горячей или холодной водой, то в первую очередь стоит обратиться в ДУК. Если заметили повреждения на наружных сетях, то стоит сообщить об этом ресурсникам.
Есть и альтернативный вариант, который предлагает Козеев:
Больший успех, по словам юриста, принесет дотошность. Например, можно запросить акты о готовности дома к отопительному сезону. Если вы разбираетесь в документах, то не лишним будет покопаться в муниципальных контрактах на поставку отопления или ремонт котельных и посмотреть, исполнены ли они.
Ранее NewsNN давал полный список номеров, по которым можно позвонить, если у вас до сих пор нет отопления.
Судя по всему, проблемы с отоплением будут продолжаться в Нижнем Новгороде до тех пор, пока все старые трубы не заменят на новые. Возможно ли это когда-нибудь? Вопрос риторический.