Posted 7 октября, 11:00
Published 7 октября, 11:00
Modified 7 октября, 11:02
Updated 7 октября, 11:02
— Чаще всего такой вопрос может возникать, когда речь идет о тех, кому по людским меркам еще жить и жить, а он претерпел какую-то болезнь и скончался, несмотря на то, что за него молились.
К сожалению, такие случаи есть, и они нередки. Но нужно понимать один момент: у каждого из нас дорога к Царствию Небесному своя. И Господь призывает человека к себе тогда, когда это нужно. Этот возраст может быть разным: кому-то отмерено 20 лет прожить, а кому-то — многие годы. Однако если человек ушел — это не значит, что молитвы не были услышаны. Поэтому ни в коем случае не нужно роптать на Бога — если Господь призвал человека, то так нужнее и лучше.
— По большей части, это личное испытание. В Евангелие описывается история мужчины, который был слепорожденным и просил подаяние всю жизнь, его Господь в итоге исцелил. Когда ученики спросили у Христа, за что человеку с рождения была дана слепота, и виноваты ли в этом грехи его или родителей. На это Господь ответил, что болезнь была дана для того, чтобы проявилась Слава Божия — в тот момент, когда произошло исцеление, многие люди уверовали.
Еще иногда болезни приходят для того, чтобы в чем-то нас остановить и указать на прожитую жизнь, возможно, переосмыслить ее, задуматься над какими-то моментами. Ставить вопрос «за что» — не совсем правильно.
— В данном контексте слово «расплата» в принципе противоречит концепции православной церкви. Господь — есть любовь, и у него нет задачи наказать здесь и сейчас. Просто те обстоятельства, которые он человеку дает, хоть для него и являются тяжелыми, они спасительные — через них человек придет к Богу и в Царствие небесное.
То есть, через перенесение болезни ребенка ты сам начинаешь осознавать свои грехи, страсти, ошибки, допущенные в прошлом, и обретаешь дорогу к Богу.
— Однозначно, нет.
Скорее, это набор определенных обстоятельств, которые дают возможность близким вспомнить об умершем человеке. Такие моменты надо воспринимать с благодарностью, потому что Господь напоминает о нашей суетной жизни, в которой места для усопших очень мало.
— Здесь речь идет об отступниках, еретиках или инославных. Ну и тех, кто совершил один из самых тяжких грехов, — самоубийство. За такого человека в церкви не молятся, не отпевают, не поминают. Потому что он отказался от такого дара Божьего, как жизнь.
— Бывают случаи, когда это произошло по обстоятельствам, не зависящим от человека. Например, это касается психических отклонений: человек лечился от наркозависимости или состоял на учете у психиатра. То есть, себя в тот момент не контролировал.
Существует специальная церковная-каноническая комиссия. Родственники могут подать туда прошение о рассмотрении возможности церковного погребения усопшего ввиду обстоятельств, с которыми он сам не мог совладать.
— Есть дни, установленные церковью — это поминальные родительские субботы и Радоница. С другой стороны, человек может ходить на кладбище по мере необходимости.
Но если родственники прибегли к кремации и развеяли прах, то тут вообще не понятно, куда идти и где поминать. Кремация в целом сама по себе не отвечает канонам церкви, так тело человека должно быть предано земле. Исключение — это большие города, где может не хватать мест под захоронения. Но, конечно, было бы лучше, если православный человек был бы погребен по всем традициям, если есть такая возможность.
— Здесь может быть несколько вариантов: можно оставить крест за памятником доживать, так сказать, свой век. Также на некоторых кладбищах есть места для сжигания такой церковной утвари. В таких случаях крест разбирают и сжигают — это не запрещено. Кроме того, крест можно разобрать и прикопать рядом с могилой.
Самое важное — чтобы он не валялся где-нибудь в мусоре, по нему не ходили и так далее. К сожалению, такая картина часто наблюдается на кладбищах.
К чему снятся умершие? Читайте в материале NewsNN.
— Начнем с того, что это является грехом. Но если мы в целом посмотрим на гадалок и экстрасенсов, то они условно делятся на две группы: мошенники, которые, пользуясь тяжелой жизненной ситуацией, обманом забирают у людей деньги, и люди, которые действительно обладают бесовской силой. Если из двух зол выбирать меньше, то лучше, если человек попадет к лгуну. Самый худший вариант при этом — он лишится средств.
В другом случае нужно понимать, что маги и чародеи за помощью обращаются не к Богу, а к бесовской силе. Обращаясь к бесу, человек ждет от него каких-то подачек и благ. Все мы помним историю из Священного писания, когда из гадаринского бесноватого бесы переселись в стадо свиней, и они сбросились с крутого берега прямо в Галилейского море. Возможно, мимолетно что-то и перепадет человеку от нечистой силы, но что взамен? Что будет дальше — известно одному Богу.
— Это приземленное понятие, которое означает, что человек ни перед чем не остановится в достижении своих целей и будет использовать абсолютно любые средства. У него нет каких-то социальных норм, ценности человеческих взаимоотношений, и он готов пойти на любые коварные вещи.
Поэтому это, скорее, образное понятие, чем реальный процесс.
— Жизнь устроена так, что у нас есть свобода выбора, в нем помимо божественной природы есть еще и бесы — павшие когда-то ангелы. У вторых цель — поглумиться над человеком, развратить его. В нашем обществе такое тоже имеет место.
Четко сказать о том, что кто-то бесноват, иногда не так просто. Да, бывают случаи, когда у святых мощей может кто-то закричать или зашипеть, и думаешь: «Ничего себе, даже таким образом бесовская сила проявляется». А с другой стороны, мы и сами нередко уподобляемся греху, потом каемся.
Избавиться от пороков, присущих бесовской силе, можно через молитву, послушание, исполнение заповедей и любовь к ближнему.
— Есть старая русская пословица «без Бога не до порога». Поклонные кресты, встречающие и провожающие нас на дорогах, — это достаточно старая традиция. Каждое путешествие, тем более раньше, было целым испытанием: доедешь/не доедешь, ограбят/не ограбят. И, конечно же, люди при выезде из родных пределов, глядя на этот крест, просили благословения, а добравшись до места говорили: «Слава Богу, дошел».
Сейчас на пути можно встретить вместо крестов и большие ростовые иконы. Например, если мы едем во Владимир, то нас встречает Владимирская икона Божией Матери, на обратном пути на этом же киоте — образ преподобного Серафима Саровского.
Это наши православные традиции, чтобы с призыванием помощи Божией благополучно начать и закончить путешествие.
Продолжение следует…