По данным минпрома Нижегородской области, 397 компаний в регионе являются семейным бизнесом. Что в два раза больше, чем в 2021 году. В интересах таких юрлиц при торгово-промышленной палате Нижегородской области работает профильный центр.
По словам регионального омбудсмена по правам предпринимателей Павла Солодкого, семейный бизнес сталкивается с теми же проблемами, что и малый бизнес — кадровый голод, необоснованный рост кадастровой стоимости земли, длительные сроки подключения к ресурсам, нехватка земли для расширения бизнеса. Но в реальности причин для вымирания такого бизнеса больше.
Светлана Томилова с мужем Владимиром пять лет назад занялись изготовлением деревянной посуды и подставок для телефонов и тортов. Работают с натуральными материалами — дубом и ясенем. Дизайн изделий придумывает дочка. В данный момент у супругов есть собственная мастерская в Нижнем Новгороде. Отдельное достижение — рост оборотов бизнеса за последние три года с пяти тысяч до 500 тысяч рублей.
По словам Томиловой, главный плюс семейного бизнеса — это большой уровень доверия между участниками. С другой стороны, есть и свои подводные камни. Например, «близость» партнеров и сотрудников не всегда позволяет оставить рабочие вопросы за порогом дома. Психологически это не всегда комфортно. Кроме того, чем бизнес моложе, тем больше он нуждается в инвестициях.
Томилина рассказала, что смогла получить для мастерской грант на развитие от государства, но, например, до сих пор предприятие, не готово получить статус «семейного», поскольку это заметно увеличит налогообложение.
Заксобрание Нижегородской области первым в России ввело подобный статус. Ожидалось, что он позволит компаниям претендовать на дополнительные меры поддержки, льготы, гранты, а также принимать участие в профильных выставках. В реальности это так, но далеко не все мероприятия бесплатны.
По словам владелицы керамической мастерской Татьяны Козиной, они с супругом даже с таким статусом не могут претендовать на бесплатное участие в федеральных выставках. Что поспособствовало бы значительному росту узнаваемости нижегородского бренда.
«Нас везде зовут, везде приглашают — товар красивый, и мы понимаем это. Но все-таки участие в выставках — тоже издержки. В Москве понимают это и оплачивают некоторым предприятиям участие, а у нас говорят, что денег на такое продвижение нет», — пояснила собеседница NewsNN.
Интерес к керамике у Козиной возник после рождения второго ребенка, когда она заинтересовалась лепкой. Но сейчас это полноценный бизнес — у супругов уже свой интернет-магазин и скоро откроется новое производство. Козина собирается показывать нижегородцам и туристам на экскурсиях настоящую «керамическую сказку».
«Оглядываясь назад, я понимаю, что хорошим подспорьем на старте были бы налоговые каникулы в первые три года работы. Обычно за три года становится понятно, выживет ли бизнес. И потом намного легче. Также меня волнует недоступность ипотеки. Чтобы создать бизнес, мы вынуждены были продать единственное жилье, и теперь снимаем его. Любой кредит дорог и вынуждает искать поручителей, а за таким обратишься далеко не каждому», — сетует Козина.
По оценкам экспертов, под категорию «семейное предприятие» в России попадают до 74% всего сектора МСП. То есть, около 4,5 млн компаний. Они участвуют во всех отраслях экономики, а в некоторых — даже лидируют. Например, хорошо идут дела у таких подрядчиков в гостиничном деле, производстве косметики и продуктов питания. Кстати, к 2028 году в Нижнем Новгороде построят четыре новые гостиницы.
Но на федеральном уровне статуса «семейное предприятие» нет до сих пор. И нередко такой бизнес прогорает, так и не дождавшись помощи инвесторов и властей.
«У нас юридически такого понятия — семейный бизнес — нет. Естественно, раз нет понятия, то нет никаких программ по развитию этого вида предпринимательства, нет статистики, по которой можно определять долю и направление деятельности, в каких сегментах их больше всего», — отмечает президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.
«У нас денег не было совсем. И вот с начала открытия бизнеса, мы все абсолютно вкладывали в свой бизнес. Мы даже не ездили никуда отдыхать, никаких отпусков мы не знали. Другая и основная проблема семейного бизнеса — это взаимозависимость, аффилированность. И как бы приписывают налоговое дробление бизнеса. Допустим, кто-то из семьи занимается торговлей, кто-то производством, кто-то грузоперевозками. Да, это отдельный бизнес, но это одновременно и семья, что с точки зрения налоговой бывает неприемлемо», — жалуется основатель и совладелица кировской сети магазинов и пекарен ООО «Мечта» Ольга Попенова.
Но именно семейные предприятия могут стать основой развития регионов. Ведь основатели нацелены работать и жить на одном месте долго — в течение нескольких поколений. Поэтому крупные предпринимательские ассоциации и ТПП стараются искать новые способы помощи.
«Мы сегодня проводим ежегодный всероссийский семейный форум „Успешная семья — успешная Россия“, у нас создан Всероссийский семейный совет. В девяти регионах созданы Центры поддержки семейного бизнеса на базе Торгово-промышленных палат. В 50 регионах созданы общественные формирования, нацеленные на семейный бизнес — или комитеты или советы», — признается Катырин.
Также предлагается закрепить в законе понятие «семейного предприятия» и создать реестр таких компаний. Законопроект уже разработан. Если его примут, то меры поддержки могут стать адресными и включить в себя деловое образование, продвижение бренда или разработку бизнес-плана. Кроме того, обсуждается возможность появления специального налогового режима для фамильных предприятий.
«Мы продвигаем активно законодательство на федеральном уровне, работает над тем, чтобы был все-таки принят закон и на региональном уровне нам удалось добиться того, что в девяти регионах РФ уже есть и приняты региональные законы о поддержке семейного бизнеса», — подчеркнул Катырин.