Раньше на том месте, где сейчас стоят нижегородские пакгаузы, был речной порт. Нижний Новгород, стоящий на слиянии двух рек, был центром речной логистики, принимал у своих берегов торговые суда. На рубеже XIX—ХХ веков через водные пути в Нижнем Новгороде проходило свыше 70 миллионов пудов различного груза.
В 1905 году на берегах начали устанавливать лабазы — помещения для временного хранения. Их хозяевами были крупные купцы-судовладельцы. Всего в Нижнем Новгороде начала ХХ века было 11 частных пароходств.
После выхода 5 февраля 1918 года Декрета о национализации торгового флота, возникло централизованное руководство пароходствами. А к 1932-му объект начал носить название Горьковского речного порта.
В 1956 году порт на Стрелке стал принимать суда зимой. Тяжелые ледоколы тягали к нему баркасы, которые после загрузки по пробитой водной траншее отходили в глубинные части боковых рек. Вплоть до начала 1990-х неизменно увеличивались объемы переработки грузов, а сам Горьковский порт встал в одну линию с мощнейшими подобными объектами страны.
До 1994 года в Нижнем Новгороде располагалось одно из самых крупных государственных пароходств — «Волжское объединенное речное пароходство». После его распада на несколько судоходств грузовой порт на Стрелке приобрел статус независимой транспортной компании.
2000-е стали переломным моментом для логистической точки. Власти начали обсуждать вопрос переноса порта. На его месте хотели построить деловой центр «Сити-стрелка». Однако окончательно судьбу порта решило стремительное возведение футбольного стадиона. После окончания его строительства легендарный причал на Стрелке был полностью ликвидирован.
Портальные краны появились на нижегородской Стрелке еще в первой половине 20 века. Эти громадины, при взгляде со стороны Речного вокзала, походившие на стадо металлических жирафов, стояли на рельсовой линии. По ней они передвигались, перенося тяжелые грузы. А еще портальные краны использовали для монтажных и сборочных работ в порту, на судах.
Сам по себе объект является видом грузоподъемной машины. Он оборудован кабиной-бункером, из которой происходит управление. У него есть поворотная часть, которая стоит на «порталах» — металлической несущей конструкции П-образной формы, состоящей из соединенных между собой стоек и верхней рамы. Отсюда собственно и название конструкции.
Скорость передвижения у таких кранов достаточно высокая, обычно — 30 метров в минуту. Вплоть до 2016 года краны присутствовали на территории Нижегородского речного порта и были привычной частью местного городского ландшафта.
Во время ликвидации логистической точки на Стрелке краны снесли, чтобы сделать парковку для нового стадиона. А когда территория на слиянии Оки и Волги преобразилась и стала новой городской прогулочной зоной, власти решили вернуть один из кранов на прежнее место, но уже в качестве арт-объекта — как дань исторической памяти.
Арт-объект, который стоит сейчас рядом с Пакгаузами, — никакая не копия. Это самый настоящий портальный кран. Монтажный механизм модели КПМ 30-35-10,5 был перенесен с завода «Красное Сормово» и реконструирован.
Установка крана шла поэтапно. Сначала его разобрали на основные составляющие: ноги, крестовина, колонна, машинная кабина, стрела. Делали были отсоединены и спущены на землю на территории завода.
Помимо основных составных частей из крана при подготовке вынули все внутренние механизмы: от самых маленьких деталей до крупных узловых агрегатов. На Стрелке под кран подготовили фундамент.
Все детали прошли реставрацию, пескоструйную и обработку от ржавчины и коррозии, покраску. Потом кран спецтранспортом перевезли и собрали на новом месте.
Сейчас работы над объектом «Портовый кран» на Стрелке находятся на финальном этапе. Сама конструкция уже готова. Дело осталось за малым — благоустроить территорию вокруг объекта так, чтобы прогуливающиеся по набережной могли спокойно обойти его и рассмотреть вблизи.