Posted 25 сентября, 07:38

Published 25 сентября, 07:38

Modified 25 сентября, 07:40

Updated 25 сентября, 07:40

Портальный кран на Стрелке в Нижнем Новгороде

Из крупного хаба в арт-объект: железный титан возвращается на нижегородскую Стрелку

25 сентября 2024, 07:38
Фото: newsnn.ru
Портальный кран на Стрелке в Нижнем Новгороде

На Стрелке завершается благоустройство у портального крана

Новый арт-объект «Портальный кран» на Стрелке появился в Нижнем Новгороде не так давно, но уже вызывает массовый интерес у горожан и гостей города. NewsNN собрал самые интересные сведения об истории главного местного порта и необычного объекта.

О появлении и жизни Нижегородского порта

Раньше на том месте, где сейчас стоят нижегородские пакгаузы, был речной порт. Нижний Новгород, стоящий на слиянии двух рек, был центром речной логистики, принимал у своих берегов торговые суда. На рубеже XIX—ХХ веков через водные пути в Нижнем Новгороде проходило свыше 70 миллионов пудов различного груза.

В 1905 году на берегах начали устанавливать лабазы — помещения для временного хранения. Их хозяевами были крупные купцы-судовладельцы. Всего в Нижнем Новгороде начала ХХ века было 11 частных пароходств.

После выхода 5 февраля 1918 года Декрета о национализации торгового флота, возникло централизованное руководство пароходствами. А к 1932-му объект начал носить название Горьковского речного порта.

В 1956 году порт на Стрелке стал принимать суда зимой. Тяжелые ледоколы тягали к нему баркасы, которые после загрузки по пробитой водной траншее отходили в глубинные части боковых рек. Вплоть до начала 1990-х неизменно увеличивались объемы переработки грузов, а сам Горьковский порт встал в одну линию с мощнейшими подобными объектами страны.

До 1994 года в Нижнем Новгороде располагалось одно из самых крупных государственных пароходств — «Волжское объединенное речное пароходство». После его распада на несколько судоходств грузовой порт на Стрелке приобрел статус независимой транспортной компании.

2000-е стали переломным моментом для логистической точки. Власти начали обсуждать вопрос переноса порта. На его месте хотели построить деловой центр «Сити-стрелка». Однако окончательно судьбу порта решило стремительное возведение футбольного стадиона. После окончания его строительства легендарный причал на Стрелке был полностью ликвидирован.

Зачем были нужны портальные краны

Портальные краны появились на нижегородской Стрелке еще в первой половине 20 века. Эти громадины, при взгляде со стороны Речного вокзала, походившие на стадо металлических жирафов, стояли на рельсовой линии. По ней они передвигались, перенося тяжелые грузы. А еще портальные краны использовали для монтажных и сборочных работ в порту, на судах.

Сам по себе объект является видом грузоподъемной машины. Он оборудован кабиной-бункером, из которой происходит управление. У него есть поворотная часть, которая стоит на «порталах» — металлической несущей конструкции П-образной формы, состоящей из соединенных между собой стоек и верхней рамы. Отсюда собственно и название конструкции.

Скорость передвижения у таких кранов достаточно высокая, обычно — 30 метров в минуту. Вплоть до 2016 года краны присутствовали на территории Нижегородского речного порта и были привычной частью местного городского ландшафта.

Во время ликвидации логистической точки на Стрелке краны снесли, чтобы сделать парковку для нового стадиона. А когда территория на слиянии Оки и Волги преобразилась и стала новой городской прогулочной зоной, власти решили вернуть один из кранов на прежнее место, но уже в качестве арт-объекта — как дань исторической памяти.

Возвращение крана на Стрелку

Арт-объект, который стоит сейчас рядом с Пакгаузами, — никакая не копия. Это самый настоящий портальный кран. Монтажный механизм модели КПМ 30-35-10,5 был перенесен с завода «Красное Сормово» и реконструирован.

Установка крана шла поэтапно. Сначала его разобрали на основные составляющие: ноги, крестовина, колонна, машинная кабина, стрела. Делали были отсоединены и спущены на землю на территории завода.

Помимо основных составных частей из крана при подготовке вынули все внутренние механизмы: от самых маленьких деталей до крупных узловых агрегатов. На Стрелке под кран подготовили фундамент.

Все детали прошли реставрацию, пескоструйную и обработку от ржавчины и коррозии, покраску. Потом кран спецтранспортом перевезли и собрали на новом месте.

Сейчас работы над объектом «Портовый кран» на Стрелке находятся на финальном этапе. Сама конструкция уже готова. Дело осталось за малым — благоустроить территорию вокруг объекта так, чтобы прогуливающиеся по набережной могли спокойно обойти его и рассмотреть вблизи.