— Поскольку этот год для «РусВинила» юбилейный, хочется поговорить об истории завода. Тем более, это уникальное производство для нашей страны, у которого фактически нет аналогов. Вы тогда уже работали в компании? Какое значение для Нижегородской области и СИБУРа имел запуск предприятия?
— Прекрасно помню старт «РусВинила»! Это был 2014 год, я руководил внедрением Производственной системы на предприятии «СИБУР-Кстово». Новость о том, что скоро рядом откроется новое производство, обрадовала весь коллектив. И это была, прежде всего, чисто практическая радость. Мы понимали, что будем поставлять на новый завод свою основную продукцию — этилен. Поставки гарантировали нам стабильную загрузку и уверенность в завтрашнем дне.
Надо сказать, что «СИБУР-Кстово» был активно вовлечен в строительство «РусВинила». Само предприятие, построенное в 1981 году, сильно преобразилось.
Было обновлено, заменено много оборудования, реконструкцию прошёл печной блок. Проектная мощность основной установки по выпуску этилена и пропилена составляла 300 тыс. тонн по этилену в год, но фактически завод давал 230 тыс. тонн. Единственный потребитель этилена — дзержинский «Сибур-Нефтехим» — в то время просто не мог больше переработать. К моменту пуска «РусВинила» фактическая мощность была увеличена до 360 тыс. тонн. Это был большой прогресс.
Такие же преобразования затронули и другие предприятия и организации Кстова. Выросли мощности на Новогорьковской ТЭЦ, получили развитие сетевая и железнодорожная инфраструктура, нарастили объёмы строительные организации. Приступил к работе поставщик технических газов — завод «Эйр Ликид». Даже рынок жилья в Кстове отреагировал существенным ростом. «РусВинил» создал в районе несколько сот высокооплачиваемых и высококвалифицированных рабочих мест, а вместе со смежными предприятиями и отраслями речь идёт о тысячах новых сотрудников.
Что важно, предприятие задало новую планку культуры производства — оно практически полностью автоматизировано, построено с использованием наилучших доступных технологий как с точки зрения эффективности, так и с точки зрения безопасности и экологичности. Во всех смыслах этого слова это завод будущего. Создание новой мощности положительно повлияло на экономическое развитие страны, решая важную задачу по импортозамещению.
— Какое место занял «РусВинил» в инвестиционной программе СИБУРа?
— Скорее, это касалось формы, а не содержания. В это время компания приступила к развитию своих мощностей, главным образом — полимерных. В 2012–2013 годы были пущены производства термоэластопластов в Воронеже, полистирола в Перми, полипропилена в Тобольске. Строительство в Кстове стояло в этом ряду и, кстати, не было самым крупным. Основные инвестиции в эти и последующие годы направлялись в Тобольск, где были созданы полимерные мощности мирового уровня.
Тем не менее, «РусВинил» имел большое значение. Ранее СИБУР выпускал всего 30 тыс. тонн ПВХ в год на устаревшем производстве в Дзержинске, которое было закрыто. Производительность нового завода составила 300 тыс. тонн по суспензионному и 30 тыс. тонн по микросуспензионному ПВХ в год. А, ПВХ, между прочим входит в top -3 самых востребованных полимеров, наравне с полиэтиленом и полипропиленом. Важно, что б лагодаря реализации очередного крупного инвестиционного проекта на российский рынок были привнесены лучшие мировые практики и технологии.
— Удается ли держать планку? Нуждается ли производство в модернизации?
— Когда завод открывался, то оборудование сюда привезли новейшее. И сейчас «РусВинил» остается одним из самых передовых и технически оснащенных производств в мире. Запас был создан на многие десятилетия.
За годы работы предприятие получило определённое развитие. Оно полностью интегрировано в производственно-технологический комплекс СИБУРа. На сегодняшний день годовые мощности «РусВинила» составляют 327 054,6 тонн суспензионного ПВХ; 31 623,6 тонн микросуспензионного ПВХ и 243 418,5 тонн каустика.
Сфера применения нашей продукции — широчайшая. ПВХ — универсальный полимер, он находит своё место в строительстве и дизайне интерьеров, автомобилестроении, упаковке, медицине, производстве потребительских товаров. Каустическая сода используется в химической, целлюлозно-бумажной, алюминиевой промышленности. Побочный продукт производства — гипохлорит натрия — применяется как бактерицидное и стерилизующее средство в медицине, пищевой промышленности и сельском хозяйстве. Сейчас, после ухода иностранных производителей пластика, российский рынок стал премиальным, у нас, как отрасли, появились новые возможности.
— Насколько сильно завод зависит от импорта? Снижаете ли эту зависимость и как?
— В данный момент мы уже на 95% освободились от такой зависимости. Все потому что на предприятии своевременно были созданы рабочие группы, которые курируют импортозамещение в различных элементах производственного процесса: оборудования, материалов, реагентов и так далее. Последний наш успешный кейс — это синтез такого реагента, как атмер. Считали, что это критически важный реагент, который сложно синтезировать в России. Но в Дзержинске мы нашли специалистов, готовых этим заняться. И теперь делаем свой — причем ничуть не хуже оригинала.
Не всегда, конечно, удается привлечь российских поставщиков для оперативного решения задач, но в таком случае опираемся на дружеское плечо Индии и Китая. Простоев нет. В общем, «РусВинил» вполне самостоятельно работает и может поддерживать экономику страны.
Интересный дополнительный эффект: мы всерьёз занялись собственными разработками и рецептурами. Ранее в структуре «РусВинила» был создан «Центр развития ПВХ». Его задача — взаимодействовать с клиентами в вопросах ассортимента, качества — теперь изменилась. Он стал подразделением «СИБУР ПолиЛаб» — одной из научных площадок СИБУРа, фокусы внимания которой направлены на разработку новых продуктов, устойчивое развитие и вторичную переработку.
— Как будете отмечать 10-летие и кого пригласите на него? Насколько помню, на открытие завода приезжал Владимир Путин.
— 10 лет для производства — срок относительно небольшой. Поэтому будем отмечать его как семейный праздник. Без лишней роскоши и размаха. Просто соберемся узким кругом тех, кто здесь работал, работает и будет работать, пригласим родных и близких, возьмем с собой детей. Конечно, будут награждения и благодарности. Кроме того, в честь нашего праздника мы подготовили подарок и для жителей Кстова — на День города, который тоже празднуется в сентябре, мы привезли воздушные шары, украсили их особым образом, напомнив о нашем юбилее. Это очень красиво, особенно вечером, когда происходит свечение. Посмотрите: в социальных сетях очень много фотографий с нашим аэростатом.
— Вы хотите, чтобы коллектив завода ощущал себя семьей. А есть ли у сотрудников, как вам кажется, такое ощущение? Существует ли на предприятии кадровый голод, и как ведете с ним борьбу? Чем привлекаете на завод молодежь? Как удерживаете опытных сотрудников?
— Проблемы с кадрами, конечно, есть. В 2023–2024 году они неожиданно для всех вышли на передний план, укомплектованность бригад упала ниже 95%. Разумеется, есть объективные факторы: зарплаты на предприятиях растут, но у этого роста есть пределы. А на рынке появилось много профессий, где вам обещают легкие деньги. Даже если заработать вы их в итоге не сможете. Что мы с этим делаем? Стараемся зайти с другого края: планомерно улучшаем условия труда, создаём среду для развития. Например, начали реконструкцию всех административных и социально-бытовых зданий. Речь идёт не о ремонте, а именно о создании нового современного управленческого центра. Это большой проект, и огромные изменения в жизни людей. Административный корпус «РусВинила» был построен известным архитектурным бюро, которое проектировало здание Евросоюза в Брюсселе. Мы дополним его суперсовременным и удобным для сотрудников рабочим пространством, сделаем рабочие места еще более креативными и красивыми.
Создали молодежное движение, объединяющее работников «СИБУР-Кстово» и «РусВинил». К каждому новичку прикрепляем неформального куратора, развиваем систему производственного наставничества. Всех мотивируем. У нас даже есть комната «психологической разгрузки» для тех, кому надо быстро восстановить эмоциональный ресурс. И это лишь небольшая часть мер. Причем все они рабочие.
Мы уже укомплектовались по ряду подразделений, надо просто все это поддерживать сейчас. Что касается безопасности, то у нас уже более четырех лет не было ни одной травмы на производстве. Это отличный показатель для промышленного предприятия.
— Как предприятие привлекает высококвалифицированные кадры?
— Мы сотрудничаем с вузами и техникумами в Нижнем Новгороде, Кстове и Дзержинске. Выделяем в этом году, например, более 10 млн рублей на программу профессиональной переподготовки. Но, с другой стороны, понимаем, что образование — не панацея. И сам я, когда пришел работать на должность аппаратчика много лет назад, слышал от начальства фразу: «забудьте все, чему вас учили в вузе». Базовые навыки в области химии важны, стать профессионалом без образования невозможно, но главное — это желание работать и самосовершенствоваться. Развиваться и расти вместе с рабочими задачами. Именно это мы воспитываем в своих сотрудниках в первую очередь.
— «РусВинил» за эти годы немало сделал и для окружающей среды. Компания инициирует множество экологических проектов, причем довольно ярких и необычных. Постоянно делает производство более экологичным. Как оцениваете свою работу в этом направлении?
— Давайте расскажу на примере одной акции, что и почему мы делаем. Когда я был маленький, мой дед постоянно рыбачил и приносил домой стерлядь. После чего рыбу выпускали в ванну поплавать. И я, будучи ребенком, с восторгом наблюдал за ней. Но в какой-то момент это все прекратилось. Рыбаки говорят сейчас, что поймать стерлядь в бассейне реки Волги — редкость.
СИБУР в лице кстовских предприятий подключился к важной акции — каждый год выпускаем мальков в Волгу. Все это пока не восстановило популяцию. Но со временем, уверен, обязательно поможет. И когда проводили акцию в последний раз, рыбаки признались, что ситуация улучшается — они уже начинают ловить взрослую рыбу. Но пока в небольших объемах. После этих слов у меня появилась надежда, что когда-нибудь, став дедушкой, я тоже смогу похвастаться перед внуками уловом из стерляди.
Наши предприятия не имеют прямого сброса в водные объекты — свои производственные стоки мы направляем на доочистку в специализированную организацию, предварительно очищая их до нормативных значений. Для этого мы построили на площадке «СИБУР-Кстово» локальные очистные сооружения. Что касается «РусВинила», здесь водооборотная система изначально строилась с применением лучших очистных технологий и рецикла. В ближайшие годы мы планируем на 40% сократить водоотведение и водопотребление. Нашли уникальную технологию на основе синтеза бактерий, испытания прошли успешно. Рассчитываем, что «РусВинил» первым в России её внедрит, а затем подтянутся и другие крупные промышленные предприятия.
— А еще широко известна социальная программа «СИБУРа» «Формула хороших дел». Какие инициативы лучше выдвигать нижегородцам в этом году, если они хотят получить грант?
— Инициативы могут быть любые, но совет дам: выбирайте удочку, а не рыбу. Наша задача — не заменить социальные структуры государства и муниципалитета, а дать возможности, толчок для реализации собственной идеи. Кстати, с инициативами выходят и наши сотрудники. К примеру, волонтеры проводят экологические уроки в младших классах, когда с нашей подачи школьники задумываются о сортировке мусора и бережном отношении к природным ресурсам.
— Вы так интересно рассказали о своём детстве, думали когда-нибудь, что возглавите такие предприятия как «СИБУР-Кстово» и «РусВинил»?
— Если честно, нет. Даже в 2014 году, когда пускался «РусВинил», я и представить себе не мог, что когда-нибудь буду руководить этим предприятием. Моя мечта в тот момент была, как и у многих работников, годам к сорока пяти стать главным инженером и доработать в этой должности до пенсии. Только и всего. Но сейчас жизнь идет намного быстрее, и у людей стало больше возможностей, чтобы раскрыть свои таланты и применить полученные в ходе учёбы и работы знания. Поэтому и на «РусВиниле», и на «СИБУР-Кстово» (СА руководит обоими предприятиями, прим, ред.) я стараюсь создавать условия для того, чтобы любой сотрудник мог максимально раскрыть себя.
— Чего бы вы, как директор, пожелали заводу на следующие 10 лет?
— Я бы хотел пожелать «РусВинилу» безопасности, стабильности и развития. Пожелать чувства, которое заставляет, если видишь, что что-то идет не так, заявить об этом и не остаться в стороне. Потому что такое критическое отношение двигает производство вперед. На нашем сайте есть хороший девиз: « Вместе создаем лучшее будущее для людей и планеты». Вот этому девизу мы и будем следовать.