«Я уехал из России практически сразу же после объявления частичной мобилизации в сентябре 2022 года. Я, если честно, и не понимал, от чего бежал: в армию меня никто не тащил — я не годен. Скорее, тут сыграло „все побежали, и я побежал“.
Нас было четверо: мы оставили работу, семьи и уже 28 сентября пешком перешли границу с Казахстаном, чтобы оттуда улететь в Турцию. Народа было очень много. Машины, палатки. Из вещей у нас были только рюкзаки и ноутбуки.
От границы нас привезли в город Актобе, где мы пробыли несколько дней. Там нас встретил брат знакомых, который бесплатно принял нас. Но вообще на улицах я видел много грустных ребят, сидящих на лавках с рюкзаками — переночевать под крышей удавалось далеко не всем. Ходили слухи, что уже на тот момент в Казахстан въехало около 100 тысяч человек.
Спустя несколько дней мы улетели в Анталью. Там мы сняли квартиру. К тому времени денег я всадил прилично. В планах у меня было осмотреться, трудоустроиться и начать оформлять вид на жительство. Однако работу я так и не нашел — нижегородские компании не особо хотели брать менеджера по продажам на удаленку, а про работу в Анталье и речи не шло. Ребята, с которыми я уехал, таких проблем не имели — они айтишники.
Так я прожил полгода. За это время ко мне приезжала жена, она также подала документы на ВНЖ, но в марте 2023-го нам отказали без объяснения причин. Повторная попытка — только через полгода. Тогда парни приняли решение уехать в Таиланд, а я остался один в чужой стране. С ними я не поехал, потому что понимал: я не потяну по деньгам еще один переезд.
Я принял решение вернуться обратно в Россию, в родной Нижний Новгород. Конечно, было обидно, что все сложилось не так, как я хотел. Но я прекрасно понимаю, что был не готов к такому экстриму — в первую очередь, финансово. Родина приняла меня хорошо, я практически сразу нашел новую работу, моя жена ждет ребенка. Те полгода я вспоминаю как очень-очень дорогое приключение с мужиками».
Как выжить в многочасовом полете: читайте в материале NewsNN.
«Из России я уехала вместе с мужем в 2022 году. Мы выбрали Ташкент — столицу Узбекистана, у мужа там было много друзей и жила двоюродная сестра с мужем. Каких-то проблем, чтобы долететь туда, не возникло.
Мой муж — дизайнер, работает удаленно. А вот мне, как филологу, было трудно в этом плане с учетом того, что последние несколько лет я работала в школе. Я пробовала заниматься репетиторством онлайн, но у меня ничего не получилось. Кем пойти работать в чужой стране, я просто не представляла, но и сидеть дома тоже не могла — нужны были деньги, да и от безделья можно сойти с ума.
Я устроилась работать официанткой, в Нижнем это бы назвали «чайханой». Наверное, это и стало началом моего «кризиса релокации». Во-первых, мне пришлось переступить через себя и стать обслуживающим персоналом: мне нередко могли нагрубить — как руководство, так и гости. Во-вторых, я не ем мясо, и меня буквально каждую смену тошнило от еды, которую я подавала клиентам.
Я думала, что привыкну, но приходила домой и просто рыдала. Конечно же, это сказывалось на отношениях с мужем, который буквально умолял меня уйти с работы. В итоге я довела себя до неимоверной депрессии и в какое-то утро просто сказала: «Или мы уезжаем домой вместе, или я уезжаю одна».
В статусе релокантов мы пробыли чуть меньше двух месяцев, и я ни сколько не жалею, что вернулась в Россию. Я снова работаю в любимой школе».
«Если меня спросят о самой идиотской истории в жизни, то я, пожалуй, расскажу именно эту. В январе 2022 года я познакомилась с молодым человеком, у нас завязался бурный роман. Спустя девять месяцев он решил уехать из России по известным причинам и буквально потащил меня за собой.
Так мы оказались в Стамбуле. Поначалу все было хорошо, это было как будто романтическое путешествие. Только было одно «но»: до этого мы никогда не жили вместе. Позже я узнала, что человек хронически зависим от алкоголя и запрещенных веществ, а еще патологически ревнив и даже агрессивен.
Примерно через месяц, во время очередной ссоры, он избил меня, и я поняла, что надо бежать. К слову, к тому времени мы прожили в Турции уже месяц, я не работала, а все деньги были у моего возлюбленного.
Мне очень повезло, что на тот момент в городе находились мои друзья, которые помогли улететь обратно. Как сейчас помню их слова: «Езжай-ка ты, Аня, обратно, пока он тебя не убил». Скорее, это история не про релокацию, но тоже поучительная».