Платные дороги — быстрее, удобнее, безопаснее

23 июля, 11:02
Сегодня в России для многих водителей платная дорога — это способ быстрее и комфортнее добраться до места назначения. Особенно это становится заметно в пик курортного сезона.

Большая часть водителей, пользующихся платными дорогами, отмечает среди их главных преимуществ именно скорость передвижения. На них нет светофоров, они прокладываются в обход населённых пунктов, в конце концов, на них не так много машин.

Новые современные трассы все чаще вводятся на безбарьерной технологии «Свободный поток». Многие эксперты не сильно доверяют людям и считают, что отсутствие шлагбаумов становится приманкой, чтобы проехать и не заплатить.

Насколько водители добросовестно оплачивают дорогу в эпоху систем без шлагбаумов разбирался NewsNN

Как работает оплата

Привычный всем нам тип оплаты за проезд по платной дороге, когда в начале и на окончании дороги, включая съезды или заезды, установлены пункты оплаты со шлагбаумами, имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, у водителей есть стойкое осознание, что платить придется, иначе шлагбаум не откроется. С другой — на трассах с большим трафиком и в пиковое время на пунктах могут образовываться заторы.

Другой новый безбарьерный способ проезда по платным дорогам позволяет проезжать по дороге без задержек благодаря специальной «умной» системе, установленной на дороге. Такая система называется «Свободный поток». Впервые её применили на ЦКАД, и дальше она продолжила работать на трассе М-12, соединяющей Москву и Казань, с удобными развязками в Нижегородской области — в районе Дивеево, Арзамаса и Сергача.

Система работает благодаря специальному оборудованию, которое крепится на контрольных рамках, установленных на всей протяженности платных участков трасс. Рамка, через которую проезжает автомобиль, оборудована множеством датчиков и камер. Фиксируются госномера, устанавливаются габариты, подсчитываются оси. Проще говоря, проехать на фуре, заплатив за малолитражку, не выйдет. Отдельное устройство (DSRC-антенна) считывает данные с транспондера — небольшое электронное устройство автоматической оплаты проезда, которое крепится на лобовое стекло. Вне зависимости от скорости движения автомобиля данные поступают, обрабатываются, на их основе формируются счета, которые можно оплатить, как на сайте оператора дороги, так и автоматически транспондером, пополнять счёт необходимо в личном кабинете на сайте оператора или в мобильном приложении. На оплату выставленных счетов отводится 5 дней, так что, если семья выезжает за город на пару дней, можно не беспокоиться, а заплатить уже после возвращения.

Если оплата не поступила — штраф: 5000 руб.– для автобусов и грузовых машин и 1500 руб. — для легковых автомобилей, а дальше при неуплате нарушителя ждет исполнительное делопроизводство. Но если погасить задолженность в течение 20 дней, то штраф будет аннулирован.

Может ли произойти ошибка?

Скептики во время внедрения «Свободного потока» интересовались — смогут ли датчики отличить легковой автомобиль от пассажирского микроавтобуса или даже самосвала? Могут ли водителя ошибочно записать в должники пользователя платной дорогой, если он ехал по другому маршруту?

Системе можно верить. Под рамками «Свободного потока» ежедневно проезжает сотни тысяч машин. Алгоритмы искусственного интеллекта, используемые в системе, распознают более 100 марок и 1 тыс. моделей транспортных средств, а также номера 60 стран.

Конечно, бывают случай, что машину уже продали, недобросовестный водитель проехал с подменным номером, и вот — пришло оповещение о задолженности. В случае подобных несостыковок, если водитель точно не проезжал по дороге или не владеет уже автомобилем, надо прежде всего проверить, не стоят ли за такими сообщениями злоумышленники, желающие увести водителя на свои нелегальные сайты и получить себе деньги.

Во всех таких ситуациях, когда приходят ложные уведомления, необходимо убедиться, что сообщение поступило не от мошенников, а действительно от «Единого оператора», и ссылки ведут на официальный сайт https://tskad.ru/, а не куда-то еще. В любом случае лучше связаться с «Единым оператором» для прояснения ситуации. Это можно сделать несколькими способами:

Сокрытие номеров и другие ухищрения

Многие эксперты не сильно доверяют людям и считают, что отсутствие шлагбаумов становится приманкой проехать и не заплатить. Нужно отметить, что в целом культура нашего общества и сознательность растут и основной поток исправно оплачивает проезд.

Но некоторые водители, не желая оплачивать платные поездки, идут на разнообразные ухищрения — от прилепленной к номеру грязи, различных предметов до рамок-перевертышей.

Образуется противоречие — с одной стороны, все говорят о необходимости качественных дорог, внедрении современных технологий для удобства и безопасности, а с другой, кто-то обманывает и не хочет за это платить.

При этом люди часто не знают, что за такие действия можно лишиться прав на несколько месяцев. В МВД, кстати, уже предложили ужесточение наказания за такие действия до лишения прав на полтора года и законопроект уже прошел первые чтения в Госдуме.

Поэтому лучше сильно подумать стоит ли проезд «зайцем» долгих пеших поездок без прав. Ведь сотрудники ДПС теперь ведут активную работу и проводят регулярные рейды на предмет скрытых номеров. Также для предупреждения и профилактики подобных нарушений на трассе М-12 стали дежурить сотрудники «Единого оператора».

Напомним, платный проезд вводится для того, чтобы окупить затраты на строительство новой дороги и на ее дальнейшее качественное содержание. Впрочем, ехать или нет по платным дорогам — личное дело каждого водителя. Для кого-то важно быстрее доехать, а кому-то важнее сэкономить. В России, к счастью, всегда есть альтернатива, и в навигаторе можно воспользоваться опцией избегания платных дорог при прокладывании маршрута. Но важно помнить, что современная дорога — это не просто путь, а совокупность сложных «умных» технологий. И развивать их и поддерживать можно только при условии достаточного финансирования.

Подпишитесь