Выработка энергии из-за аварии, по данным Росатома, сократилась на 1,5 ГВт. Много это или мало? К примеру, такую мощность вырабатывает Приморская ГРЭС на Дальнем Востоке. Так стоит ли ждать масштабного дефицита?
По словам гендиректора «Трансэнерком» Олега Шевцова, проблемы с электричеством есть не только на юге.
«Это Юго-Восточная Сибирь, юг России и Дальний Восток. Они нуждаются в строительстве дополнительной генерации для покрытия энергодефицита», — утверждает он.
В большинстве своем проблемы связаны с удаленностью городов. Тут попадают под риск Бурятия, Камчатка, Магадан, Сахалин, Чукотка. Там проблемы с энергией традиционны. Швецов считает, что дефицит может добраться и до столицы.
«В энергосистеме Москвы и Московской области работают станции на иностранных газовых турбинах суммарной мощностью 1,7 ГВт, обслуживание которых затруднено из-за санкций», — уточняет эксперт.
Все дело в износе электросетей. Большая часть сетей — наследие прошлой эпохи Советского Союза со времен ГОЭЛРО. Износ, по мнению экспертов, составляет минимум 50%.
«Физический износ электросетей значительно выше мирового уровня и составляет для распределительных сетей около 70%, для магистральных — около 50%», — говорит Швецов.
За 20 лет в электричество вложили около 6 трлн рублей. За следующие 12 лет на эти цели направят чуть больше — 6,4 трлн. Эксперты говорят, что этого хватит. Повышение тарифов уже заложено до 2026 года: 8,9%, 6% и 5%. Казалось бы, существует перекрестное софинансирование, которое распределяет финансовую нагрузку между физлицами и бизнесом. Но в итоге все равно заплатят россияне, так как малый бизнес перенесет издержки на стоимость товаров и услуг.