По статистике, около 10% пассажиров не приходят на рейс. Поэтому авиакомпании продают больше билетов, чем есть в самолете, чтобы не понести убытки. Иногда это заканчивается тем, что часть пассажиров просто не может сесть на рейс, потому что все места уже заняты. Причем чаще всего это происходит в экономе.
Что говорит закон про овербукинг
В зарубежных странах овербукинг легализован, а вот в России никаких норм на этот счет нет. В аэропорту вас могут попросить дождаться следующего рейса, при долгом ожидании вам обязаны обеспечить питание или даже номер в гостинице. Также могут предложить денежную компенсацию за овербукинг.
Если вы отказываетесь ждать, вас снимут с рейса принудительно. При этом должны вернуть деньги на билет. При желании можно также побороться за моральную компенсацию.
Что делать при овербукинге в самолете
Во-первых, не паниковать. Во-вторых, набраться терпения и настойчивости. Чтобы отстоять свои права, вам придется общаться с представителями компании. А это лучше делать на холодную голову.
Ваши действия:
- Если на рейс не смог сесть кто-то еще, объединитесь. Возьмите номера всех, кто оказался в такой ситуации.
- Напишите претензию перевозчику, подпишите у представителя компании. Если отказываются принимать, отправьте ее через интернет.
- Зафиксируйте, что вас не пустили на рейс. Представитель перевозчика во время регистрации должен поставить вам штамп об отказе на посадку.
- Сохраните документы, подтверждающие оплату билета.
- Узнайте, смогут ли вас посадить на другой рейс. Если предлагают место с понижением класса, не соглашайтесь на него без компенсации разницы в цене билетов.
- Записывайте все разговоры на диктофон. Сохраняйте чеки на все траты, которые пришлось понести из-за отмены рейса или ожидания нового: еда, отель, билеты.
Что обязана предоставить компания при овербукинге
Если вам из-за овербукинга предложили дождаться следующего рейса, и вы согласились, компания должна предоставить комфортные условия, а именно:
- Комнату матери и ребенка (если ему меньше семи лет);
- Два звонка или сообщения по почте при ожидании от двух часов;
- Прохладительные напитки, также от двух часов;
- Горячее питание при ожидании от четырех часов;
- Номер в гостинице, если ждете больше восьми часов днем или шести — ночью;
- Бесплатный транспорт до гостиницы;
- Хранение багажа.