О массовом техническом сбое в ходе отправки заданий ОГЭ в Нижегородской области стало известно днем 27 мая. Школьники и родители по всему региону пожаловались на то, что экзамены были задержаны на несколько часов. Также сообщалось, что детей все это время якобы держали в кабинетах без еды и воды. В итоге большинство девятиклассников написали заявления на апелляцию и отправились домой, а кто-то все-таки дождался КИМ и сдал экзамен.
Ситуация практически сразу же дошла до главы Лиги безопасного интернета Екатерины Мизулиной. Она в своем Telegram-канале рассказала, что получила огромное количество обращений и возмутилась произошедшим. В том числе тем, что нижегородцев якобы принудительно заставили писать апелляцию о переносе экзамена на резервный день, а также что кому-то пришлось сдавать ОГЭ после 10 часов ожидания.
«Какой будет результат после такого стресса? Кроме того, вступительная кампания в колледжи начинается в конце июня. Многие переживают, что могут просто не успеть подать документы. Таких писем очень много. Я решила все письма собрать и направить в Генеральную прокуратуру», — написала Мизулина.
Тем временем прокуратура Нижегородской области уже обратила внимание на инцидент и взяла его на контроль. В ведомстве организовали проверку, которая даст оценку соблюдению прав школьников.
В региональном министерстве образования также прокомментировали инцидент. Там сообщили, что ситуация произошла ввиду технического сбоя в работе программного обеспечения. Также была создана комиссия, которой предстоит выяснить причины случившегося.
«Первично причины сбоя известны, но сейчас идет проверка», — пояснил NewsNN глава нижегородского минобра Михаил Пучков.
Он отметил, что полное понимание появится после завершения разбирательств. Повторно экзамен нижегородские школьники смогут сдать в резервные дни — 25–26 июня.
Родители нижегородских учеников также в шоке от произошедшего. Далеко не всех устроил тот факт, что дата ОГЭ сместилась. У некоторых семей уже есть планы на конец июня.
«6 июня должны были сдать последний экзамен. Сегодня не сдали обществознание. В конце июня мы уезжаем, куплены путевки на 24 июня. Поэтому в резервные дни не попадаем. И что делать прикажете?» — пишет Елена.
«У меня дочь должна была обществознание сдавать. Это ее первый экзамен. Ее продержали до трех часов дня, предложили написать апелляцию и идти гулять! Пересдача через месяц! Какой настрой? Прости дорогая, так вышло?» — возмущается отец одной из школьниц.
«Мы из сельской школы приехали в город на школьном автобусе сдавать экзамен. Сборы в школе к 8:00, мы приехали в 7:45. До 12:30 дети были в городской школе, ждали билеты экзаменационные, они не пришли. В 13:30 дети написали апелляции на перенос экзамена. Давали чай и, как говорят, печенье. Ситуация, конечно, аховая», — рассказала Наталья.
NewsNN также пообщался с одним из нижегородских школьников, которому не повезло 27 мая оказаться в этой неприятной ситуации. Коля сдавал в школе №11 ОГЭ по информатике. По его словам, изначально ребятам пришлось ждать около двух часов во дворе школы, пока в самом пункте якобы что-то настраивали.
«Потом нас пустили в аудиторию, провели инструктаж, сказали ждать КИМ. Прождали мы 15 минут, приходит какая-то тетенька и говорит, что никаких бланков им не прислали, и это ситуация по всей Нижегородской области. В общем, так прождали около двух с половиной часов. Мы ходили по этажу, больше нас никуда не выпускали. После нам привезли круассан, „Агушу“ и сок», — говорит школьник.
Коля отметил, что наблюдатели, присутствовавшие в школе, сами впервые оказались в подобной ситуации, но старались максимально поддерживать подростков. Что касается атмосферы среди учащихся, то многие, кто находился в школе, нервничали. Сам же Коля сохранял спокойствие.
«Говорили, что они сейчас домой пойдут и чуть ли не в обморок падают. Не очень понимаю таких людей. Родителям я тоже позже все объяснил. Хотя они сами все прочитали в новостях», — пояснил школьник.
Школьник воспринял ситуацию как необычный опыт.
«Я не думаю, что инцидент очень сильно повлиял на результат. У меня знания из-за этого не выветрились никуда, я уверен, что сдал на „четверку“. Для некоторых это какой-то стресс был, но для меня — новый опыт», — заключил Коля.
NewsNN пообщался со специалистами и спросил, как стресс, перенесенный во время подобных ситуаций, может отразиться на результате экзамена.
По словам Виктора Смоляка — преподавателя, который занимается подготовкой школьников к ЕГЭ и ОГЭ по информатике, любые форс-мажоры могут так или иначе сказаться на эмоциональном состоянии ребенка и последующей оценке по предмету — как в худшую, так и в лучшую сторону.
«Ничего хорошего в этом нет, потому что это лишний стресс. Но в целом никто не застрахован от подобных ситуаций. На самом деле все индивидуально и зависит от конкретного ученика и его психики. Но, возможно, это для кого-то было каким-то спасением: вдруг ученик готовился неделю и понимает, что теперь у него еще есть две. Однако кто-то целый год ждал эту дату и эти две недели могут показать ему бесконечно долгими и мучительными», — рассказал педагог.
Психолог Михаил Еремаев также считает, что любой стресс, особенно в рамках сдачи экзаменов, несет в себе негативные последствия. Собеседник NewsNN признался, что и его дочь попала в данную ситуацию — 27 мая она сдавала ОГЭ по обществознанию и на протяжении нескольких часов ждала начала экзамена.
«У меня есть обратная связь — и от дочери, и от других детей. Некоторые знали материал и просто не сдали, собираются писать апелляцию на пересдачу. Конечно, это негативно влияет, ведь дети готовятся, они накануне уже не спят, волнуются. Представляете, какой стресс. Но все зависит от человека — кто-то сумел сосредоточиться, а кто-то нет», — говорит специалист.
NewsNN поговорил с юристом Юлией Васильевой, которая высказалась относительно инцидента с нижегородскими школьниками. По ее мнению, вся вина лежит на региональном министерстве образования.
«Вопрос к минобру: почему в тестовом варианте не „прогнали“ эту систему, что она слегла. Вероятно, это и случилось, потому что все разом начали получать эти задания. Это не ответственность учителей. Даже студенты в университете не сидят в ожидании экзамена с восьми утра до четырех дня. Это очень сложно для детского восприятия, для детской психики и образовательного процесса», — утверждает специалист.
Васильева добавила, что родители имеют право обжаловать результаты, если в данной ситуации ребенок не смог справиться с напряжением и завалил экзамен. Также специалист затронула тему переноса даты ОГЭ на резервные дни и неудобства, которые данный факт несет для семей школьников.
«Перенос экзамена является уважительной причиной для того, чтобы получить возврат за купленные путевки и билеты. Нужен подтверждающий документ, в котором будет указано, что на данное число назначен экзамен и обозначены основания на это», — рассказывает Васильева.
В заключении юрист добавила, что родители детей, которые просидели в школах практически полдня в ожидании КИМ, могут пойти в суд, чтобы взыскать моральный вред.
«На месте родителей этих детей я бы пошла в суд за взысканием морального вреда. Потому что, согласно статье 151 Гражданского кодекса, моральный вред — это не только физические, но и нравственные страдания. Я бы все расписала: сходила на прием с психологом, указала, что у ребенка понизилось давление, болела голова. И уже дальше задача медиков — установить причинно-следственную связь. Это все-таки дети. Это огромный стресс для них», — подытожила собеседница NewsNN.