Posted 8 мая, 09:22
Published 8 мая, 09:22
Modified 9 мая, 10:38
Updated 9 мая, 10:38
Депутат Госдумы Владислав Егоров поделился с NewsNN подробностями. По его словам, судно было передано региональным властям ФГБУ «Канал имени Москвы» безвозмездно в октябре 2020 года. Сейчас «яхта Сталина» находится на балансе автобазы управления делами правительства Нижегородской области. Объект требует капитального ремонта. Предварительно, нужна замена корпуса стоимостью более 440 млн рублей.
«Специалисты сообщают, что частичная реставрация объекта может стоить всего 30-40 млн рублей. Вот реальная сумма, которую следовало бы вложить в теплоход. Потому что в эксплуатации его непосредственно как судна нет особого смысла. Это, прежде всего, памятник. Памятник советским временам, лидерам, интерьерам и технике. Там аппаратура сохранилась даже старая, 40-х годов. Это буквально ОКН», — отметил собеседник NewsNN.
История теплохода «Максим Горький» весьма примечательна. В 1934 его спустили на воду рабочие нижегородского завода «Красного Сормово». Ожидалось, что плавать на судне будет Сталин. Поэтому строили его с размахом, по проекту военно-технического отдела ОГПУ НКВД. Длина корпуса составила около 69 метров, ширина — 13 метров. Теплоход мог развивать рекордную по тем временам скорость — более 30 км/ч.
Формально разработка получила имя известного советского писателя — Максима Горького. Но в прессе то и дело она «всплывала» под названием «яхта Сталина». Пассажирами теплохода были Лаврентий Берия, Григорий Орджоникидзе, Вячеслав Молотов, Никита Хрущев, Леонид Брежнев. С 1950-х годов теплоход также обслуживал делегации министерств и ведомств, постепенно утрачивая статус VIP-судна.
Согласно открытым данным, в 2000 году московское речное пароходство отреставрировало «яхту Сталина» и с тех пор использовало как банкетное и прогулочное судно, ресторан на воде. В 2018 году собственники заявили СМИ, что раритетный объект стал убыточным и они готовы продать его за 20 млн рублей. Но нижегородские власти тогда опровергли планы по участию в торгах.
Но теплоход все же оказался на балансе Нижегородской области. По словам Егорова, региональное правительство несколько лет ищет инвестора, готового вложиться в ремонт. Но, согласно ответу от марта 2024 года, ни сохранение, ни реставрация судна не выполнены. «Яхту Сталина» якобы предлагали переоборудовать под плавучий ресторан или иммерсивный театр.
«Необходима музеефикация судна. У нас в городе, например, нет до сих пор музея Великой Отечественной войны», — говорит Егоров.
Также NewsNN стало известно, что нижегородцы из движения «За новый социализм» создали инициативную группу, которая борется за превращение теплохода «Максим Горький» в музей.
«Сейчас пытаемся побывать на теплоходе и получить более подробные сведения о планах чиновников, остаточной стоимости и т. д.», — рассказал участник движения Евгений Морозов.